По заявлению оппонентов профессора Фроянова, до Октябрьского переворота 1917 года в Санкт-Петербургском университете существовали две кафедры русской истории - истории Древней Руси и нового времени (с царствования и реформ императора Петра I). При этом они забывают, что и структура университетских факультетов была совсем иной: вместо двух гуманитарных факультетов - исторического и филологического - существовал единый историко-филологический факультет. Но не наша цель вдаваться в подробности организации университетской науки: в случае с профессором Фрояновым очевидно, что даже после лишения последнего два года назад полномочий декана исторического факультета, ему никак не могут простить ряда высказываний, обличающих современный политический строй в России.
Как пишет об И.Я. Фроянове его единомышленник, профессор исторического факультета СПбГУ Михаил Флоринский, "серьезный общественный резонанс вызвали две последние работы ученого: "Октябрь семнадцатого (глядя из настоящего)" (1997) и "Погружение в бездну (Россия на исходе ХХ века)" (1999). В первой книге, которую автор посвятил "светлой памяти владыки Иоанна, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского", Фроянов доказывает, что в октябре 1917 г. столкнулись "три взаимоисключающих решения: революция для России, Россия для революции и революция против России". Этому третьему решению, которое "связано с игрой внешних сил, враждебных России" и посвящена книга. Анализируя теневую сторону подготовки революции, Фроянов показывает ту роль, которую играла в деле уничтожения России "мировая закулиса". Книга представляет русский взгляд на механизм и последствия Октябрьской революции. Ее логическим продолжением стала книга "Погружение в бездну", явившаяся первым фундаментальным научным исследованием той трагедии мирового масштаба, которую ее творцы цинично нарекли "перестройкой" (...). Фроянов сумел создать впечатляющую панораму разрушения и предательства Родины. После выхода в свет книги "Падение в бездну" словно по команде в ряде оголтело либеральных СМИ началась травля ученого..."
Профессор Фроянов всеми силами старался отстаивать отечественные традиции преподавания русской истории, не допуская повсеместно навязываемой в СПбГУ коммерциализации образования. "Когда у нас стали разрушать высшее образование, вводя такие ступени, как бакалавриат, магистратура, то я и факультет исторический СПбГУ этому противился - мы не дали разрушить наше традиционное эффективное историческое образование. Я всеми силами противился коммерциализации факультета, полагая, что рубль и доллар людей не объединяют, а разъединяют", - говорил ученый в одном из многочисленных выступлений.
Даже среди давних научных оппонентов профессора Фроянова нашлись совестливые ученые, высказавшие принципиальное несогласие с идеей расчленения кафедры русской истории, видя в этом исключительно политический ход, направленный на устранение опального историка. Ряд петербургских ученых, также не разделяющих научные взгляды И.Я. Фроянова, все же отмечают его как "организатора исторической науки, равного которому в Петербурге пока нет".
Санкт-Петербургское отделение Союза православных граждан России считает необходимым обратиться к российской общественности и ученому сообществу с заявлением о том, что с отстранением от должности завкафедрой русской истории исторического факультета СПбГУ профессора Фроянова и разделением этой кафедры на две независимые, уходит в прошлое само понятие "русская история" и предупреждает о крайне пагубных последствиях подобного шага.
Санкт-Петербургское отделение СПГ