В России живет 40 млн. мусульман, каждый десятый из них хочет стать участником исламской кредитно-финансовой системы - было заявлено на семинаре "Исламские финансовые отношения..." 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В России живет 40 млн. мусульман, каждый десятый из них хочет стать участником исламской кредитно-финансовой системы - было заявлено на семинаре "Исламские финансовые отношения..."

11.06.2003

9-10 июня в зале "Нептун" московской гостиницы "Космос" прошел шестой всероссийский семинар руководителей духовных управлений мусульман (ДУМ) РФ "Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе". Организаторами встречи стали Совет муфтиев России (СМР) и Московский исламский университет, а также российский "Бадр-Форте банк" и саудовский Исламский банк развития. Среди организаторов был также заявлен кувейтский Комитет мусульман Азии, однако корреспондент "Портала-Credo.Ru" не обнаружил его представителей в гостинице "Космос", равно как и заявленных в программе сопредседателей СМР Нафигуллы Аширова и Мукаддаса Бибарсова, пензенского муфтия Аббаса Бибарсова и ростовского Флюра Арсланова. Не было и анонсированных депутатов Госдумы, о присутствии которых, руководствуясь анонсом, написал "Ислам.ру".
На открытии мероприятия выступил глава СМР муфтий Равиль Гайнутдин, уделивший в своей речи внимание "глубинным и коренным изменениям, произошедшим в России за последние 10 лет", отметив при этом, что "положение мусульман в различных регионах России за это время полностью изменилось. В условиях, когда взаимоотношения между исламским сообществом России и ее государственными структурами день ото дня улучшаются, необходимо более качественно использовать экономику и исламские финансовые связи для деятельности мусульман". Гайнутдин традиционно упомянул о своих дружественных отношениях с Кремлем и правительством. "В Коране сказано, что человек не является собственником богатств и природных ресурсов, любое богатство принадлежит лишь Аллаху. Все мусульмане являются братьями, поэтому в своих отношениях исключают эксплуатацию. А процентная ссуда - это прямая эксплуатация. Главное отличие исламской финансовой системы от традиционной - отсутствие ссудного процента. Исламский банк берет и предоставляет деньги не на кредитной основе, а на инвестиционной - вознаграждение банка не является гарантированным", - обрисовал председатель СМР основные принципы исламской экономики.
После ухода Гайнутдина семинар вели президент банка "Бадр-Форте" Адалет Джабиев и ректор Московского исламского университета Марат Муртазин. Джабиев рассказал, что когда учреждал свой банк, не стал называть его "исламским", "чтобы пресса не обвиняла меня в стремлении обогатиться за счет мусульман".
Посол Малайзии (которая еще по конституции 1963 г. провозглашена исламским государством, в результате чего доля мусульман выросла в стране за последние 30 лет с менее чем 49 % до 60,4 % населения) Дато Камарудин Мустафа заявил, что в экономике его страны господствуют принципы шариата. Хотя это не вселяет в малайских мусульман уверенности в собственных силах: "Они не верят своим братьям и держат деньги в западных банках. Если исламские организации закроют свои счета в западных банках, то вся эта система обрушится. Не держите деньги в западных банках, доверяйте себе!"
Наиболее представительной на семинаре была делегация из республики Татарстан (РТ): приехал председатель Совета по делам религий при кабмине РТ Ренат Набиев, мухтасиб Казани Мансур Залялетдинов и гендиректор страховой компании "Наско" Рустам Гатауллин.
Залялетдинов отметил, что "начал изучать систему вакуфов еще в Турции", полностью осознав их значение после того, как несколько лет назад услышал "лекцию Леонида Рудольфовича Сюкияйнена, который сказал, что без вакуфов не может быть развития ислама". По словам мухтасиба Казани, "в 1992-2003 гг. количество мечетей в Татарстане выросло с 39 до 1200, а в Казани с 3 до 39; мусульманских учебных заведений в 1992 г. в Татарстане не было, а сегодня есть Российский исламский университет, медресе "Мухаммадия" и "Имени 1400-летия ислама" - это все высшие учебные заведения, а школы я и не считаю, сейчас строится в Казани исламский колледж". Мансур-хазрат вспомнил, как "в 1993 г. встречался с Шаймиевым и говорил ему, что нужен вакуф. Он спросил, что это такое? И я тогда предложил командировать в Турцию представителей Совета по делам религий РТ… В Татарстане ввели вакуф, в РФ несмотря на все наши старания до сих пор этого не произошло". Залялетдинов привел и пример вакуфного имущества (то есть имущества, принадлежащего исламским организациям): "Вокруг территории мечети "Марджани" 12 зданий переданы мечети. В всех этих зданиях живут люди, которых оттуда вскоре должны отселить, так как жилье признано ветхим". В этом "ветхом" жилье вскоре после отселения "будет открыт мусульманский ресторан - "ашхана", больница" и другие учреждения, признался мухтасиб.
Залялетдинов традиционно пожаловался на недостаточную помощь со стороны международных исламских организаций: "Когда к нам приезжали представители Исламского банка развития, они встретились с мэром Казани Камилем Исхаковым, он сказал им: не хотите ли открыть отделение в Казани, мы вам дадим самое лучшее здание? Но они не стали открывать у нас отделение. Также мы встречались с министром вакуфов Кувейта и также ничего из этого не вышло". Сидевший в президиуме представитель Исламского банка развития никак не отреагировал на критику.
"Из 39 мечетей Казани пока не все могут реализовывать халяль резет - мясо и колбасные изделия. Но уже есть случаи, когда не только мусульмане, но и русские приходят и говорят: какое у вас хорошее мясо", - с гордостью отметил Мансур-хазрат. "Недавно мы получили постановление кабмина РТ о выделении земли под мусульманское кладбище - этого решения мы ждем с 1998 г. Потому что на сегодняшний день на всех кладбищах Казани неправильно кладут покойников в гроб и потом распивают на могиле спиртные напитки. Вы думаете нам в Татарстане легко было добиться этого решения? - Нет, чиновники везде одинаковые", - посетовал Залялетдинов. На вопрос председателя ДУМ Мордовии Рашита Халикова, платят ли татарстанские мусульмане налоги с продажи мяса, Мансур-хазрат ответил: "С мясных изделий, продаваемых в мечетях, мы налогов не платим, а с ашханы платим как с коммерческой организации: каждый раз доказываем, что она зарегистрирована на том же адресе, что и мечеть, с тем же расчетным счетом - и все равно заставляют платить".
После этого несколько представителей других регионов бросились критиковать татар Татарстана. В возникшей перепалке присутствующие вскоре перешли на татарский язык. Ведущий семинара кавказец Адалет Джабиев напомнил присутствующим: "Братья, татарский язык мы еще не объявили официальным языком семинара". Известный своим радикализмом заместитель пензенского муфтия Абдуррауф Забиров в ответ сказал Джабиеву, что стыдно не знать татарского языка. На что Джабиев возразил: "Я знаю татарский язык".
Следующим выступавшим был гендиректор "Наско" Рустам Гатауллин (кстати, именно его компания профинансировала создание интернет-сайтов ДУМ РТ и Казанской епархии РПЦ МП), который оказался также руководителем программы "Идель-хадж" (монополиста на "рынке" хаджа в РТ). "Идель-хадж" помогает копить деньги на хадж и инвестирует их в халяльные направления бизнеса, - начал свое выступление Гатауллин. - Сейчас у нас выросло поколение, уже верующее, но отсутствие халяльного бизнеса не позволяет им реализовывать внутреннюю потребность вести бизнес в соответствии с принципами ислама. Мы объездили Малайзию, Индонезию, Саудовскую Аравию, чтобы изучить ведение бизнеса по халяльным принципам. Мы создали программу накопления условных единиц для отправки паломников в хадж. Действует просветительская группа по разъяснению пятого столпа ислама - хаджа, благодаря ее деятельности мусульмане стали давать деньги на будущий хадж - эти деньги могут быть инвестированы только в халяльные виды деятельности. Создана комиссия по стандартизации халяль при ДУМ РТ - она выдает сертификаты о присваивании товарам наименования "халяль". Мы стараемся инвестировать деньги в халяльные проекты с высоким уровнем доходности, позволяющие мусульманам обеспечить себя денежными средствами для уплаты закята".
В заключение Гатауллин высказал идею: "Сформировать свободную экономическую зону для организации работы в стандарте "халяль". Представитель Малайзии тут предлагал, чтобы мусульмане вкладывали в исламские банки, но такие банки есть только за рубежом. А наше предложение, чтобы эти деньги работали на российскую исламскую умму".
Заммуфтия Ульяновской области (в юрисдикции СМР) Ильгиз Насыбуллов спросил Гатауллина, почему в Ульяновске нет никакого "Идель-хаджа": "Вы заперлись в своем Татарстане, а нам помочь не хотите? Я надеюсь, что вы приедете вскоре в Ульяновск". Гатауллин признал, что в городе нет отделения "Идель-хаджа", однако уточнил, что в 2003 г. 3 жителя Ульяновска совершили хадж с помощью "Идель-хаджа". Забиров продолжил критику: "14 статья Конституции РТ гласит: Татарстан берет на себя обязанности помогать татарам во всех регионах. Но реально Татарстан этого не делает".
Представитель Исламского банка развития поблагодарил всех участников семинара и особенно отметил "ДУМ европейской России во главе с муфтием Равилем Гайнутдином". Далее саудовский банкир рассуждал о "неправильно нажитых средствах, например, ссудном проценте. Его нельзя тратить на личные нужды, все такие деньги надо отдать на общественные нужды. Если Вы берете ссудный процент, Всевышний объявит Вам войну. Ислам также не разрешает получать средства обманом".
Последним выступавшим стал Ахмед Парагульгов, представивший себя в качестве "аспиранта Российской академии государственной службы при президенте РФ". В начале доклада аспирант говорил об "Иване Ильине - крупнейшем специалисте по государственному строительству России", а потом произнес и вовсе фантастическую фразу: "В России по официальной статистике проживает около 40 млн. мусульман", из которых 20 % не хотят участвовать вкладывать деньги в мусульманскую кредитную систему, еще больше не могут, часть колеблется и наконец "4 млн. могут участвовать в мусульманской кредитно-финансовой системе". Необходимо напомнить, что в РФ не существует официальных данных о числе мусульман, так как ни во время переписей населения, ни в материалах ЗАГСов не ведется учета религиозной принадлежности населения. Единственными данными, аналогичными данным переписей, могут считаться результаты социологических опросов: по данным всех опросов (ФОМ, ВЦИОМ, РОМИР, Института социологии РАН и других), мусульмане составляют от 2 % до 8 % населения РФ и 2-3 % москвичей. Что касается учета национального состава, то по переписи 1989 г. в РФ жили 11,83 млн. представителей народов, традиционно исповедующих ислам, в 1999 г. - по оценке демографа Д. Д. Богоявленского, сделанной на основе данных Госкомстата о национальном составе рождаемости, смертности и миграций, - в РФ постоянно проживали 13,17 млн. "этнических мусульман". Из 13 млн. "этнических мусульман" исповедывали ислам около 8 млн. или 5-6 % населения (как и по данным опросов), остальные были в основном неверующими (4-5 млн.) и отчасти христианами (менее 0,5 млн. - кряшены, учтенные в составе татар, а также новокрещенные - как в православии, так и в протестантских Церквах). Сколько из 8 млн. считающих себя мусульманами соблюдают предписания ислама сказать трудно, но по опросам, совершают каждый день пятикратный намаз не более 0,5 млн., а молятся хотя бы раз в год - 3 млн. Примечательно, что пассаж о 40 млн. мусульман, да еще и "по официальным данным" (!) не вызвал никакого осуждения со стороны присутствующих имамов и мусульманских деятелей. В то же время попытки называть невысокое число мусульман вызывают жесткие протесты даже со стороны достаточно образованных мусульман: например, замглавы Центра изучения мировых религий Института этнологии и антропологии РАН Биби-Рабита Логашова готова обвинить тех, кто говорит о наличии в РФ лишь 5 млн. мусульман чуть ли не в исламофобии. Некоторые мусульманские лидеры оперируют "усредненными" данными, говоря, что "в России 20 млн. мусульман" (эту информацию постоянно повторяет муфтий Равиль Гайнутдин).
Некоторой "самокритике" посвятил свое заключительное слово ведущий семинара Адалет Джабиев: "У нас не хватает владеющих информационными технологиями, английским мы владеем невыносимо плохо. А без владения информационными технологиями и английским в сегодняшнем мире, в том числе и исламском бизнесе, делать нечего".
Михаил Тульский, "Портал-Credo.Ru"



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме