Правозащитники и журналисты отметили 25-летие журнала "Поиски", публиковавшего работы православных диссидентов 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Правозащитники и журналисты отметили 25-летие журнала "Поиски", публиковавшего работы православных диссидентов

11.06.2003

10 июня в "Клубе на Брестской" более ста правозащитников, журналистов и поэтов отметили 25-летие со дня выхода в свет первого номера самиздатского московского журнала "Поиски". По сообщению корреспондента "Портала-Credo.Ru", вечер вел издатель первых номеров журнала Валерий Абрамкин, среди выступавших был издатель последнего, 8-го, вышедшего уже после ареста Абрамкина, номера Глеб Павловский. На вечере присутствовал священник Александр Троицкий.
В условиях, когда, по словам философа Татьяны Горичевой, начались "вспышки шовинизма, овнешнение религии, уход в быт", выходивший в самиздате толстый (около 500 машинописных страниц) журнал предоставил дискуссионную площадку, свободную от цензуры, в том числе и от "цензуры единомыслия". Один из издателей журнала Владимир Гершуни определил этот проект как "журнал разномышленников, разномыслов". Именно здесь на фоне восторженного стремления православных неофитов уйти от политики, были впервые отмечены "отход современных верующих от культуры вообще, презрение ко всем "секуляризованным ценностям", сужение их интеллектуального и эмоционального горизонта". "И самое страшное - забвение заповеди любви - осуждение всех, кто неортодоксален, кто не таков как я", - продолжала Татьяна Горичева в первой книге "Поисков", вышедшей в мае 1978 года.
Другую сторону этого процесса определяет работа священника Сергия Желудкова "К размышлениям о всечеловеческой церкви", где отмечается появление "христианства веры" и "христианства совести и воли", причем как раз представители последнего озабочены "защитой человека". "У нас, - писал о. Сергий в седьмом номере журнала "Поиски", - вместо церковных святителей печалование за осужденных творят академик Сахаров с женой и иже с ними другие, почти исключительно арелигиозные люди… Одно утешение: понимать, что наши церкви веры - это не вся Церковь Христова". И в восьмом номере "Поиски" представляют - как новое, отличное от "христианства веры", явление - материалы второго номера журнала "Община": статью Александра Огородникова и рассказ Владимира Пореша о том, как сотрудники КГБ следили за ним во время его поездки в Москву.
Через двадцать месяцев после начала издания журнала, в декабре 1979 года, было принято решение о прекращении издания. Поводом для этого явились аресты известных правозащитников: члена Комитета защиты прав верующих отца Глеба Якунина, члена первой "открытой" редакции журнала "Поиски" Валерия Абрамкина, редактора "Хроники текущих событий" Татьяны Великановой. Тем не менее, открытое КГБ "Дело N50611/14-79" по журналу "Поиски" продолжалось и дробилось: восемь издателей и сотрудников, среди которых были также Юрий Гримм, Виктор Сокирко, Виктор Сорокин, Виктор Томачинский, Михаил Яковлев, провели в общей сложности более 20 лет в тюрьмах, лагерях и ссылках. Виктор Томачинский погиб в тюрьме. "Литературные власовцы из журнала "Поиски", стараясь быть католиками больше самого папы римского, в своем злобном антисоветизме превзошли даже печально известных советологов-антикоммунистов", - гласило экспертное заключение, подготовленное группой советских "ученых" по поручению КГБ, напоминает "Портал-Credo.Ru".
Портал-Credo.Ru



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме