Роль организатора слушаний исполнила учитель и краевед Ирина Коноплева. В маленьком актовом зале дивеевской средней школы собралось более ста пятидесяти человек - дивеевцы, жители окрестных сел, а также гости и Москвы, Нижнего Новгорода и соседнего Сарова. Вел слушания старейший краевед Дивеева Василий Карпушов, более сорока лет трудящийся на поприще составления истории родных мест.
Открыл слушания своим напутствием священник Андрей Торопов, служaщий в Дивеевском монастыре и возглавляющий местное благочиние.
Нижегородский историк и краевед Ольга Букина рассказала собравшимся о десяти монашеских обителях, связанным с именем батюшки Серафима. При обсуждении ее сообщения вспомнилось былое намерение, благословленное еще покойным архиепископом Евгением (Жданом), но после его кончины не реализованное - собрать по всем епархиям сведения о том, где и какие храмы преподобного Серафима открыты к настоящему времени, а потом составить и издать по этим материалам книгу - "Похвала преподобному Серафиму".
Сотрудник Государственного архива Нижегородской области Анна Медведева подробно сообщила об основных фондах архивных документов, из которых можно почерпнуть сведения по истории Дивеевского и Саровского монастырей.
Профессор Московского инженерно-строительного института Сергей Чернышев, много лет трудящийся над постановлением архитектурных памятников Дивеева, напомнил слова батюшки Серафима: "Ни одного камушка по своей воле я не поставил на этой земле", и поведал собравшимся свой захватывающе интересный взгляд на преподобного Серафима как архитектора и строителя.
Нижегородский архитектор Виктор Коваль рассказал о длительной и кропотливой работе по восстановлению первоначального облика Казанской церкви, которая на дивеевской земле была построена первой и на своем веку претерпела множество переделок.
Дивеевский учитель истории Валентина Карпушова говорила о самом трудном времени в жизни Дивеевского монастыря - двадцатых и тридцатых годах минувшего столетия, когда с монастырем расправлялись как с "гнездом контрреволюции".
Краевед из Ардатова Александр Базаев поведал о судьбе собора Ардатовской обители, о мощах святого Антония Муромского, друга и сотаинника преподобного Серафима.
Нина Зверева, исследователь Государственного архива Российской Федерации говорила о том, как много документов, содержащих имена преподобного Серафима и Николая Мотовилова, содержится в бумагах Третьего отделения и Департамента полиции. Это связано с неоднократными попытками Мотовилова встретиться с государем и передать ему пророчества Серафима Саровского.
Член исторического объединения "Саровская пустынь" и одновременно физик-ядерщик, сотрудник Российского федерального ядерного центра Алексей Подурец рассказал о горестном и смешном случае из жизни паломников двадцатых годов XIX века, связанном с именем батюшки Серафима и почерпнутом из старого судебного дела.
Писатель и поэт Валерий Шамшурин из Нижнего Новгорода читал стихи и дарил собравшимся свою только что вышедшую книгу "Два императора".
Завершились слушания презентацией книги Василия Карпушова "Справочник-путеводитель по Дивеевской обители и дивевским окрестностям".
Особо надо отметить выступления школьников из Дивеева и окрестных сел Кременки и Большое Череватово. Видно было, что эти сообщения делались с незаурядным тщанием, а некоторые из них вполне можно отнести к простым и небольшим, но самостоятельным исследованиям. И видно было, что стараниями учителей батюшка Серафим - не чужой для самых молодых жителей Дивеева.
Около месяца назад мне доводилось писать о конференции "Преподобный Серафим Саровский в современном мире", которая состоялась 14 апреля в Нижнем Новгороде и открывала собой череду событий, посвященных предстоящему празднику. Событий светских, направленных на то, чтобы выйти за церковную ограду и понести свидетельствование о батюшке Серафиме в мир. Чем же отличаются дивеевские слушания от нижегородской конференции, в которой приняли участие многие видные церковные и светские деятели?
Видимо, главная особенность слушаний в Дивееве, - их подлинно общественный характер. Это именно та само-деятельность, то само-движение, предпринимаемое по свободной воле и на свою ответственность, без которых не бывает ни настоящей культуры, ни настоящего гражданского общества, ни осмысленной, без манипулирования, политической жизни. И, по большому счету, не бывает и Церкви как сообщества верных - мирян, священства и епископства - свободно объединенных любовью ко Христу и служением Ему.
Зачем, действительно, проходят такие мероприятия. Зачем собираются люди. Обменяться новыми знаниями, сведениями? Наверное, да. Но представляется, что это далеко не главное.
Думается, что люди собрались в скромных школьных стенах для того, чтобы свидетельствовать друг другу о том, чтo есть для них батюшка Серафим, чтo он дает нам сегодня, в нашей современной многосложной жизни. И что мы способны и захотим принести ему.
Главное в состоявшемся событии - встречное душевное движение людей, радостный, пасхальный, по-настоящему "серафимовский" настрой, который только и способен победить мир. И это лишний раз удостоверяет подлинность и силу грядущего праздника, способного преодолеть все, даже наши собственные многочисленные слабости и несовершенства. В наш телевизионно-компьютерный виртуальный век с внешней стороны церковной ограды подлинных вещей осталось не так много. Поэтому так важно найти их, а после этого - суметь удержать. Батюшка Серафим помогает нам в этом.
Дмитрий Сладков
Саров - Дивеево
Serafim100.Ru