"Насколько верен основной тезис устроителей выставки? Что, с позиции православного священника, можно сказать о творчестве Пластова?" - с такими вопросами "Седмица.Ru" обратилась к настоятелю храма Богоявления в с. Прислониха (родине художника), протоиерею Владимиру Дмитриеву:
- Сложно однозначно ответить на вопрос о том, как насколько православным можно считать творчество Аркадия Пластова.
С одной стороны, конечно, живопись Аркадия Пластова не церковная. С другой, - его отец и дед были иконописцами, наш храм построен по проекту Григория Пластова - деда Аркадия Александровича, а отец, Александр Григорьевич был в нашем храме псаломщиком. Оба они похоронены в ограде Богоявленской церкви. Как вспоминает сам Аркадий Пластов, именно в храме у него появилось желание стать живописцем. Пластов вырос в семье православных художников. Cупруга Аркадия Алексеевича в юности собиралась уйти в монастырь и до конца своих дней сохранила веру, пела на клиросе.
О вере, о молитвенности человека вообще очень трудно рассуждать, но, как мне кажется, православная вера, оказала на Пластова очень большое влияние. Он писал портреты простых людей (жителей Прислонихи), очень хорошо знал их быт, относился к ним с уважением и любовью и в каждом умел найти что-то интересное, важное и значительное. По крайней мере, я не могу себе представить, чтобы так, как писал Пластов, можно было создать портрет человека, которого не любишь и не уважаешь. В этом внимательном, любовном отношении к людям видно сильное христианское влияние.
Кроме того, Господь - это Свет и Отец Света. Искусство передать свет, в том числе, внутренний свет души человека, и есть живопись. Пластов умел передать свет: как он преломляется, отражается, дышит. Конечно, это - дар Божий. Пластов видел красоту мира, созданного Господом, поэтому его картины динамичны, насыщены светом, цветом.
Мне довелось вместе с его сыном Николаем Аркадьевичем еще в конце Советской эпохи восстанавливать Богоявленский храм, который входит в комплекс пластовского музея. К началу Перестройки деньги закончились, строители все бросили и уехали. Николай Аркадьевич совершенно бескорыстно помогал нам провести и закончить реставрацию, его резьба - над Царскими вратами, перед алтарем во имя Казанской Божией Матери при входе в храм. Он это делал в память о своих предках и, конечно, об отце. Николай Аркадьевич даже хотел писать иконы для храма, уже сделал эскизы, но не успел, умер.
Вообще, об Аркадии Пластове мало написано. Один искусствовед мне как-то сказал, что очень трудно о нем писать. Тема влияния Церкви на творчество Пластова поднята впервые Татьяной Пластовой, супругой внука художника.
О Пластове можно услышать всякое. Пусть у Пластова не так много картин на церковные сюжеты, но его отношение к людям, любовное внимание к человеку (не к знаменитости, а именно к простому, обычному человеку), его отношение к природе имеет христианские корни. Сейчас, к сожалению, мало кто из художников обращается к человеку, к его судьбе. Может быть, некоторые возразят, что Пластов, рисуя своих крестьян, следовал моде, но, в то же время, его искусство было очень искренним. Мы часто относимся к людям, как говорится, не по-Христову, забываем, что каждый человек - это образ и подобие Божие, даже если он искажен грехами. Как сказал митрополит Сурожский Антоний, каждый человек - икона; икона может быть испорчена, искажена временем, ситуацией, но она все равно останется иконой. Аркадий Пластов показывает нам пример христианского отношения к человеку. Это очень важно.
Пресс-служба ЦНЦ "Православная Энциклопедия"