Состоялся вечер, посвященный творчеству художника Аркадия Пластова 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Состоялся вечер, посвященный творчеству художника Аркадия Пластова

22.05.2003

21 мая в Российском фонде культуры состоялся вечер, посвященный творчеству художника Аркадия Пластова (1893-1972), в котором приняли участие внук художника Н.Н.Пластов с супругой Т.Ю.Пластовой, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель правления Союза писателей России В.Н.Ганичев, главный хранитель Российского фонда культуры О.К.Землякова.
Во время концертной программы академический мужской вокальный ансамбль "Талан" исполнил для собравшихся произведения русской духовной музыки XVII-XX веков.
Н.Н.Пластов передал в дар Российскому фонду культуры две живописные работы А.А.Пластова.
Художник А.А.Пластов был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Однако немногим, с детства знающим картины "Фашист пролетел" (1942) и "Весна" (1954), известно, что художник А.А.Пластов происходил из рода иконописцев, закончил духовные училище и семинарию и до конца жизни регулярно посещал храм, оставаясь православным верующим. Именно эту малоизвестную грань творчества великого художника открыла экспозиция "Православные истоки", на которой впервые представлена графика А.А.Пластова 1910-1960 годов, связанная с темой Православия.
Дед и прадед Аркадия Пластова были иконописцами, он сам вырос при церкви. Истоки творческого вдохновения выдающегося мастера связаны с Богоявленском храмом в селе Прислониха в Симбирской губернии (ныне Ульяновская область). Храм был построен и расписан иконописцем Григорием Гавриловичем Пластовым, дедом художника. В храме, глядя на работу иконописцев, пятнадцатилетний подросток решил "быть живописцем и никем больше". По воле родителей, мечтавших видеть сына священником, Пластов получил духовное образование в Симбирском духовном училище, а затем в семинарии и лишь затем, по благословению духовных наставников, окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве.
На открытии выставки прозвучали слова из автобиографии и писем Аркадия Пластова: "Живопись иконостаса я помню отлично, она вся в памяти. Дед был любителем густых, насыщенных до предела тонов. Он любил сопоставлять глубокие зеленовато-синие тона с кроваво-красным, перебивая их лимонно-изумрудными, фиолетовыми, оранжевыми. Когда, бывало, за вечерней солнце добиралось до иконостаса, невозможно было оторвать глаз от этого великолепия. Как зачарованный, я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь крылатый красавец-гигант в хламиде цвета огня, и моЈ потрясЈнное сердце сжали спазмы неизъяснимого восторга, сладостного ужаса. Тут же я тогда взял с отца слово, что он купит мне, как перейду в семинарию, вот таких же порошков, и я натру себе этих красных, синих, золотых, огненных красок, а дальше буду живописцем и никем больше…"
"...Я сегодня, когда встал после работы над последним этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким золотом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу вселенной, вышитую как бы перстами ангелов и серафимов, так опять, в который раз, всЈ с большей убеждЈнностью подумал, что наши иконописцы в этом пиршестве природы черпали всю нетленную и, поистине, небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному".
В беседе с корреспондентом "Седмицы.Ru" внук художника Николай Николаевич Пластов рассказал о возрождении Богоявленского храма в Прислонихе:
"Судьба деревянного храма в Прислонихе, созданного и расписанного предками Аркадия Алексеевича Пластова, стала одним из драматических испытаний в жизни художника. В 30-е годы храм был разорен, а в 50-е годы - обезглавлен и превращен в склад. Большинство икон, написанных Григорием Пластовым, были уничтожены. После смерти Аркадия Пластова, в 1973 году Совет министров СССР принял постановление о создании музея и мемориальной зоны в Прислонихе. Хотя постановление предусматривало реставрацию церкви, возникли препятствия, связанные с тем, что Ульяновская область - родина В.И.Ленина - служила образцом атеизма. Храм удалось возродить в 1990-1995 годах. В храме находятся несколько икон работы Григория Пластова, которые удалось спасти. Настоятель протоиерей Владимир Дмитриев (в прошлом - художник) и прихожане немало потрудились для возрождения первозданной красоты Богоявленского храма в Прислонихе".
Выставка в Российском фонде культуры продлится до 26 мая.
Дополнительную информацию о выставке можно получить по телефону 291-19-51 (Землякова Ольга Кузьминична).
Пресс-служба ЦНЦ "Православная Энциклопедия"



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме