От имени общины новообратившихся мусульман "Прямой путь", объединяющей, в том числе и русских мусульман - представителей творческой интеллигенции, заявляем:
1. Указанный проект с известными в России русскими мусульманами не согласовывался, его основные положения до сих пор держатся в тайне. Даже если данный проект субъективно преследует благие цели, объективно он порождает весьма негативные последствия.
2. Название проекта крайне неудачно и вызывает у верующего человека недоумение: ислам не может быть ни русским, ни татарским, ни арабским, ни каким-либо еще по национальному признаку. ислам - один, и он дан всему человечеству. Какие-либо разделения мусульман по национальному признаку недопустимы. Верующий остается принадлежащим к своей национальности по своему происхождению, однако вера - выше, и в своем поведении он должен руководствоваться религиозными канонами, предписывающими, что все мусульмане - братья. Не вполне удачно и название "евроислам", хотя Европа - все-таки не национальность, а геополитическая и цивилизационная общность.
3. Название проекта производит впечатление, что его авторы слабо знакомы с исламом и действуют по методу аналогии с другими религиями, где такое совмещение национального и религиозного стало обыкновенным. По выражению С. Градировского, "русский ислам - это не русские, принявшие ислам, а ислам, принявший форму русского". В связи с этим выглядит обоснованным афоризм, родившийся по поводу проекта "Русский ислам": в этом проекте нет ни русских, ни мусульман. С таким же успехом его можно было назвать, например, "евроукраинский ислам".
4. Объективно указанный проект садится между двух стульев: этнических мусульман он оскорбляет попытками русификации их сложившихся веками национально-религиозных традиций (против чего они постоянно боролись), а новообратившихся мусульман он выставляет такими радикальными "реформаторами" ислама, каких не было за всю историю его существования. Чего стоит одна только цель авторов проекта - перевод намаза на русский язык! Подобного не делали и не делают ни тюркские народы, доминировавшие в халифате, ни персы-шииты, ни новобратившиеся народы Малайзии, Индонезии и т. д. Отсюда у части православной общественности возникает (правда, необоснованное) подозрение, что русские мусульмане имеют какое-то отношение к проектам Поволжского ФО, являются их составной частью. Это не соответствует действительности!
5. Программа "светской теологии", подготовка мусульманских кадров в светских вузах под контролем госчиновников с целью дальнейшего их внедрения в общины и муфтияты представляется крайне некорректной и противоречащей основам реального ислама. Умма с такой практикой никогда не согласится, что доказано всей историей Ислама.
6. Противодействие экстремистским проявлениям в религии необходимо, но оно начинается с повышения нормального традиционного мусульманского образования. В царской православной России все дети мусульман были обязаны посещать мусульманские школы и медресе, где получали начальное и среднее образование. И экстремистских сект среди российских мусульман никогда не было. Сегодня необходимо не сдерживать, как в ряде регионов, развитие мусульманских образовательных учреждений, а наоборот - расширять и всемерно поддерживать, ибо только через просвещение традиционным исламом можно избежать уклонов в "нетрадиционный", включая экстремистские течения и секты. Чем больше будет образованных людей среди мусульман, тем скорее сформируется подлинная мусульманская элита - носитель гуманитарных ценностей и знаний, решающая проблемы общества путем разума, а не путем эмоциональных призывов к "священной войне" с Америкой и к захвату заложников с целью их продажи за полтора миллиона долларов. Изобретение же некоей новой религии - "русского ислама" - не только не способствует решению этой задачи, но и вредит ей.
7. В последние годы действительно появилось несколько тысяч мусульман - русских по происхождению. Это свободный выбор, связанный чаще всего и с большим мужеством. И их число растет, как и во всем мире растет число новообратившихся мусульман. Однако ислам подобен маяку - он указывает прямой путь, но никого не принуждает следовать ему. Никто в исламе не занимается целенаправленной миссионерской работой, направленной на ту или иную национальность, а тем более - на людей, убежденных в своей вере. В отношении христиан и иудеев - "людей Писания" - прозелитическая деятельность и вовсе запрещена. Только если (бывший) христианин или иудей сам обращается к мусульманам с вопросами о вере или с обсуждением вероучения, они обязаны дать ему сведения о своей религии, причем какое-либо давление на него - даже психологическое - категорически не допускается Самим Творцом в священном Коране. Поэтому никакие теоретики - творцы новых религий - воли Аллаха нарушить не в состоянии.
Председатель общины новообратившихся мусульман "Прямой путь" д-р философских наук Али Вячеслав Полосин
Сопредседатель общины, переводчик Корана, академик РАЕН (секция "национальная безопасность") Иман Валерия Порохова
21.04.2003
Портал-Credo.Ru