По традиции святое миро приготовляется и освящается раз в несколько лет. Оно используется для совершения таинства миропомазания, а также для освящения антиминсов и престолов храмов. В древности в Византии и России Святым Миром также помазывали на царство православных государей.
Вхождение в Церковь по заповеди Спасителя со дня Пятидесятницы совершается через таинства крещения и миропомазания. Первоначально, в апостольское время, когда число христиан было не столь велико, апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещенных, низводя на них Духа Святого. Для каждого нового христианина это был момент, сравнимый с тем, чем явился день пятидесятницы для всей Церкви. Поэтому таинство это стали называть таинством Духа Святого или Личной Пятидесятницей.
Однако число христиан увеличивалось, и апостолы (а затем епископы) уже не в состоянии были совершить таинство через возложение рук над каждым новокрещенным. Тогда ученики Христовы обратились к тем обрядовым формам, которые уже прежде существовали в Ветхом Завете. Было решено использовать для совершения личной Пятидесятницы святое миро. Его стали приготовлять по образцу того благовонного состава, который в ветхозаветную эпоху служил для посвящения священников Храма Иерусалимского, поставления царей и пророков.
Святое миро приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви. От них миро получали священники, которые стали использовать его при совершении таинства Духа Святого, с тех пор называемого миропомазанием.
Впоследствии право приготовлять и освящать святое миро было закреплено только за Предстоятелями автокефальных Поместных Православных Церквей. Русская Православная Церковь, обретя автокефалию в 1448 г., с этого времени самостоятельно приготовляет и освящает святое миро.
Символом апостольского преемства в каждой Поместной Православной Церкви является Алавастр - сосуд с древним миром, которое при каждом новом освящении святого мира добавляется в новоприготовленное. В свою очередь в Алавастр каждый раз добавляется новое миро.
Приготовление нового святого мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста и завершается в продолжение первых трех дней Страстной седмицы. Освящение нового мира совершает Предстоятель Церкви в сослужении других архиереев в Великий Четверг, за Божественной литургией, после того, как было совершено освящение Святых Даров.
Традиционным местом приготовления святого мира в Русской Церкви с XV до XVIII века были Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля (печь и сосуды для мироварения можно увидеть здесь, в Крестовой палате, и ныне). Освящали миро в кремлевском Успенском соборе. После упразднения патриаршества вторым местом освящения Мира помимо Кремля стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1917 г. освящение Мира вновь стали совершать только в Москве. В продолжение ХХ столетия основным местом приготовления святого мира был (и остается доныне) Малый собор Донского монастыря столицы, где для этого была утроена специальная печь. А освящение мира стали совершать в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.
В последний раз миро освящалось в Русской Православной Церкви в 2000 году.
Пресс-служба ЦНЦ "Православная Энциклопедия" /