Может быть, Каноны и позволяют прибегнуть к посредничеству гражданских властей против посягательства на церковное имущество, но личное имущество архиерея всегда за ним признавалось. В данном случае иск против Митрополита касался главным образом его личного имущества.
В ходе дела это все вылилось в неописуемое издевательство над старцем, вопреки всем заверениям о якобы заботах о нем и обеспечении его старости. Митрополит понес физические и моральные удары и унижения, которые никак не могут быть оправданы какими-либо Канонами.
Нью-Йоркский суд вынес 20 ноября 2001 г. временное решение в пользу жалобщика еп. Гавриила о назначении его временным опекуном над Митрополитом до окончательного решения 17 декабря 2001 г.
Каким-то непонятным образом Монтреальский суд, на просьбу канадского жалобщика, еп. Михаила, об омологации решения Нью-Йоркского суда, незаконно превзошел заключения последнего и назначил 21 ноября насильную "репатриацию" Митрополита в нью-йоркский Синод.
Все это прекрасно знали жалобщики, т.е. что Монтреальский суд допустил грубую ошибку и что она сразу же выявится в апелляции со стороны Митрополита, которая и была подана 22 ноября. Поэтому они решили спешно похитить Митрополита в условиях неслыханного насилия: старца хватали, таскали, роняли, вталкивали в машину... Это ляжет позором навсегда на всех, кто так или иначе были причастны к этой варварской экспедиции. Можно сказать, что Митрополит действительно был схвачен и ведом на Голгофу. В этом участвовали еп. Михаил, свящ. Павел Ивашевич и нанятый отряд частной милиции, ибо канадской полиции не вменялось в обязанность решением Монтреальского суда участвовать в насильной репатриации Митрополита в Нью-Йорк. Эта же полиция и спасла Митрополита от похищения. 23 ноября вышло решение по апелляции и решение Монтреальского суда от 21 ноября было отменено.
Невероятным физическим и моральным испытаниям подвергся также Митрополит по требованию жалобщиков в желании произвести над ним психиатрические исследования.
Выдержать все эти удары Митрополит мог только чудом Божиим. Нормальные человеческие наблюдения только могут привести к удивлению, как он мог, не получив окончательной травмы, все это пережить, и, наоборот, пользоваться сейчас полным здоровьем, учитывая его возраст. И поэтому не исключено, что и виновники такого безчеловечного отношения к Митрополиту могут понести Божие наказание, как бы они теперь не скрывали своих дел официальными заверениями после потери дела в Нью-Йоркском суде, что они прекратят судебные действия "из-за уважения к Митрополиту"!
По всей вероятности, они хотели этими судами сломить Митрополита, из-за того, что он возглавил "иную Церковь": невероятные денежные расходы, физические и моральные испытания должны были обезглавить эту, как писал еп. Михаил, "параллельную структуру". Этого не случилось, действительно, потому, что Господь не допустил.
Они старались опорочить окружение Митрополита и этим и его самого. Но люди, объединившиеся вокруг Митрополита, имели идейные побуждения уклониться от Нью-Йоркского Синода из-за его промосковской линии. Они знали, что Митрополит действительно был и есть непримирим с Московской патриархией. Вся эта судебная процедура выставляла Митрополита как совсем безответственного, безпринципного, и его окружение как авантюристов.
Весь этот монтаж Нью-Йоркского Синода, как воздушный шар, теперь прорвался.
Митроф. прот. Вениамин Жуков,
секретарь Архиерейского Синода РПЦЗ(В)
Вертоградъ