Эту информацию прокомментировали в Ватикане: "Известно желание Понтифика подарить русскому народу и Патриарху Московскому и всея Руси чудотворную икону Казанской Богоматери, долгие годы хранящуюся в Ватикане", - такое заявление сделал руководитель службы печати Святого Престола Хоакин Наварро Вальс. Он добавил, что "подходящий случай и форма передачи будут избраны в нужный момент". Таким образом в Ватикане уклонились от прямого ответа на вопрос о том, собирается ли папа Римский посетить Казань.
Как сказал в интервью ИТАР-ТАСС заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, "в Московскую Патриархию не поступало обращение из Ватикана о том, что Папа Римский остановится в России проездом в Монголию", куда он собирается нанести визит в августе.
Отец Всеволод Чаплин отметил также, что "обычно, по этикету, когда совершается поездка в какую-либо страну религиозного лидера, этот момент обсуждается со Священноначалием преобладающей в этой стране религии". По словам протоиерея Всеволода Чаплина, "совершенно не ясно, почему вопрос о визите папы сегодня увязывается журналистами не с реальным разрешением проблем между двумя Церквами, а с возвращением одной из многочисленных святынь, незаконно вывезенных из России".
Переговоры о возвращении иконы начались по инициативе Иоанна Павла II в ноябре 2000 г., когда Ватикан посетил мэр Казани Камиль Исхаков. Тогда понтифик предложил мэру вернуть икону в Казань. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, комментируя эти события, выразил сомнение в том, что хранящаяся в Ватикане Казанская икона Божией Матери, которую Папа Римский намерен возвратить этому городу, - тот самый прославленный в истории чудотворный образ, исчезнувший оттуда в 1904 году. "Мы не можем с уверенностью сказать, подлинная эта икона или нет, потому что казанских икон из России, к сожалению, было увезено за рубеж очень много", - сказал, отвечая на вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС, Предстоятель Церкви. Мнение Святейшего Патриарха основано на заключениях ряда специалистов в этой области. В частности, церковный историк Виктор Антонов, автор монографии о Казанском соборе Санкт-Петербурга неоднократно напоминал, что похищенный в Казани в 1904 году оригинал иконы, по признанию вскоре пойманных воров, был ими разрублен, но в России сохранилось более десятка его чтимых списков. Легенда о том, что оригинал не был уничтожен, а продан старообрядцам, не подтверждается. Не нашла подтверждения и версия о списке из Казанского собора, привезенном в северную столицу вскоре после ее основания и якобы исчезнувшем при неясных обстоятельствах после закрытия храма в 30-х годах ХХ века. Еще один образ был вывезен большевиками из России, продан в Англии 1935 году и долго находился в частных коллекциях. В 1965 году его выставляли в православном русском павильоне на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Католики купили святыню для открытой ими в 1970 году в португальском городе Фатиме униатской церкви. "В печати появлялись утверждения, что "фатимский список" находится у Папы Римского, но это выдумка журналистов. Он, по-прежнему, хранится в португальском храме. Понтифику, скорее всего, принадлежит одна из других ценных копий, проданных большевиками за рубеж", - считает Виктор Антонов. В 2001 году муфтий Татарстана Гусман Исхаков пригласил папу Римского посетить Казань, это решение тогда осудил глава Центрального духовного управления мусульман верховный муфтий Талгат Тадджуддин.
Очевидно Ватикан пытается играть на противоречиях между Москвой и Казанью, Русской Православной Церковью и Советом муфтиев России во главе с муфтием Равилем Гайнуддином. То, что на сегодняшний день Ватикан так и не согласовал возможный папский визит с Русской Православной Церковью, очевидно, означает, что там не считают Татарстан канонической территорией Русской Церкви, а полагают, что он представляет из себя некое независимое исламское государство. Ведь и светская центральная власть в лице нынешнего Президента не приглашала папу в Россию. Видимо в Ватикане считают приглашение мэра Казани и муфтия Татарстана достаточным для краткого папского визита в Казань. Пример папской геополитики можно было наблюдать в прошлом году, когда Папский престол официально употребил в названии своей епархии в России японское название Сахалина. Речь идет об использовании в официальном титуле католического епископа наименования "Апостольский администратор Восточной Сибири и префектуры Карафуто". МИД России тогда оценил этот шаг как "вмешательство во внутренние дела Российской Федерации". Префектура Карафуто существовала на территории Южного Сахалина, когда он входил в состав Японии (1905-1945 годы) в качестве ее территориально-административной единицы.
Напомним, что в 2001 году протесты Святейшего Патриарха Алексия и предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира не остановили папу в его стремлении попасть на Украину. Возможно, и сейчас папа стремиться повторить этот сценарий и во что было ни стало попасть в Россию, чтобы подтвердить репутацию харизматического лидера, не просто папы, а исключительного папы, некоторого апостола католицизма на традиционно некатолических территориях. Очевидно, что если папский визит состоится, несмотря на позицию Президента и Патриарха, то такие действия будут направлены не только против Русской Православной Церкви, но и против территориальной целостности Российской Федерации.
Православие.Ru