В мероприятии приняли участие: сотрудник Всемирного Совета Церквей, директор Православного института миссиологии и экуменизма протоиерей Владимир Федоров, игумен Вениамин Новик, преподаватель Католической высшей духовной семинарии о. Игорь Чабанов, представитель епископа Церкви Евангельских Христиан-баптистов Максим Баранов, пресвитер миссии "Благая Весть" Дмитрий Шатров, председатель Еврейской общины Санкт-Петербурга Марк Грубарг, настоятель буддийского храма Будда Бадмаев, депутат Законодательного Собрания Петербурга Игорь Риммер, действительный государственный советник Санкт-Петербурга 1 класса Леонид Романков, заместитель председателя правозащитной организации "Гражданский контроль" Юрий Вдовин, представитель организации "Горбачев-проект" Борис Локтев, помощник депутата Государственной Думы Александра Чуева Геворг Габриелян. К сожалению, в последний момент отказались от участия в круглом столе представители мусульманской общины Петербурга и Евангелическо-Лютеранской Церк ви Ингрии.
Выступая перед собравшимися, католический священник Игорь Чабанов сказал, что Церковь нельзя сводить лишь к одному обрядоисполнению, и во многих сферах своей деятельности она может и должна сотрудничать с государством. Протоиерей Владимир Федоров отметил, что порой самим представителям религиозных общин не хватает простого знания друг о друге и стремления к сотрудничеству в тех областях, которые их объединяют или могут объединить. Но также, несмотря на то, что существуют различные межцерковные инициативы и организации, чиновники не желают иметь с ними дела, утверждая, что им интересны лишь лидеры конфессий. Идею межконфессионального диалога поддержал Марк Грубарг, сказав, что в духе партнерства и взаимопонимания различные религиозные общины могут способствовать выполнению трех основных функций государства, которые характеризуют его "успешность": образование, здравоохранение и оборона. "В конце концов, никто еще ничего лучше 10 заповедей не выдумал, а именно на них все и строи тся", - отметил председатель еврейской общины Санкт-Петербурга. Настоятель буддийского храма Будда Бадмаев отметил, что церковь выполняет социальный заказ государства, хоть оно и не давало ей этого заказа - она воспитывает своих прихожан на образцах общечеловеческих духовных ценностей и примерах нравственности. Было бы неплохо, если бы государство поддерживало религиозные организации в их конструктивных начинаниях, но даже если этого не будет, они продолжат исполнять свои функции. Пресвитер Дмитрий Шатров обратил внимание на то, что государство и христианские организации на данный момент проповедуют разные ценности, и в связи с этим часто возникает непонимание. Пытаясь отстоять свои права, возглавляемая им миссия "Благая весть" нередко оказывается в судах, на "разговорах" в различных органах власти. Существует огромное количество чиновничьих препонов. "Если не хотите помогать в нашей работе, то хотя бы не мешайте!", - эмоционально закончил свою речь пастор. Его поддержал пре дставитель баптистской Церкви Максим Козлов, рассказав о нескольких случаях бюрократических проявлений, помешавших социальным начинаниям его церкви. "Взаимоотношения должны строиться на основе существующей правовой сферы нашего государства, а не произвола", - подчеркнул М. Козлов.
Недавно назначенный на должность представителя Законодательного Собрания Петербурга по связям с религиозными организациями депутат Игорь Риммер отметил, что для государства не должно быть "ни эллина, ни иудея" и оно должно быть максимально чутким ко всем. Право, гарантированное Конституцией, должно соблюдаться. Однако важно определить и место Церкви в сегодняшней жизни. Вполне возможно, что и нужен социальный заказ религиозным организациям, но очень бы не хотелось, чтобы с их стороны все свелось только к социальному обслуживанию населения. Все взаимоотношения религиозных организаций должны строиться в правовом поле. В этом депутата поддержал и Леонид Романков. В свою очередь, назвавший себя атеистом правозащитник Юрий Вдовин сказал, что должны соблюдаться не только права верующих, но и неверующих. И никакой социальный заказ религиозным организациям не должен иметь места. Пусть государство само исполняет возложенные на него обязанности, в том числе все то, что гарантировано ре лигиозным организациям Конституцией и законом. В ответ на это игумен Вениамин Новик заметил, что на данный момент существует огромное количество законов и подзаконных актов, регулирующих взаимоотношения с религиозными организациями, что чиновники просто физически не могут в них разобраться. Поэтому свои отношения с ними они строят по собственному усмотрению, часто продиктованному политической конъюнктурой, нередко нарушая право на свободу вероисповедания. "Увы, традиции и культуры веротерпимости, толерантности и понимания сути понятия "свобода совести" в нашей стране еще нет", - сказал православный священник.
Участники круглого стола, несмотря на различия в богословских и мировоззренческих взглядах, сошлись на том, что практически все религиозные организации имеют право на существование, если они носят конструктивный, а не деструктивный характер. Их взаимоотношения должны строиться в рамках правового поля, по принципу "равноприближенности" к государству. Одной из задач как самих религиозных организаций, так и представителей государства должно быть стремление к тому, чтобы они узнали друг друга, увидели, чему способствуют различные межконфессиональные и межрелигиозные гуманитарные инициативы, существующие в Санкт-Петербурге. Одной из которых является независимая радиостанция "ТЕОС", о которой тепло отзывались представители как религиозных организаций, так и законодательной власти города на Неве и политических движений.
Религия и СМИ