Максим Шевченко выступил в Московском центре Карнеги с докладом о конфессиональных аспектах выборов, сделав несколько сенсационных заявлений

Политика 
0
81
Время на чтение 6 минут
27 марта в Московском центре Карнеги (МЦК) прошел семинар "Конфессиональные аспекты российских выборов 2003-2004", представлявший собой выступление Максима Шевченко, бывшего ответственного редактора газеты "НГ-религии", а ныне шеф-редактора журнала "Смысл" (учрежденного президентом фонда "Ислам России" Олегом Клоченком; в настоящее время учредителем журнала является "ООО "Смысл"). После основного доклада Шевченко присутствующие получили возможность задать ему вопросы.
Свое выступление Максим Леонардович начал с того, что раскрыл тайную доктрину российских властей: "С точки зрения власти, идейную форму, которая пришла на смену варварской триаде "самодержавие, православие, народность", можно теперь сформулировать так - президентская власть, традиционные религии и управляемая демократия". Традиционные религии пришли на место православия: власть подчеркивает "федеральное единство страны, ее многонациональное комплектование", а все, кто говорят от имени четырех традиционных религий, то есть религиозные лидеры, "подчеркивают свою государственническую позицию, говорят, что именно они представляют мнение конфессий, говорят, что именно их мнение является мнением верующих". Значимость религиозного фактора на выборах подтверждает, по мнению редактора "Смысла", и участие управления внутренней политики Администрации президента в дугинской конференция "Выборы и религиозные конфессии" (об этом сообщал наш Портал).
Вскоре Максим Шевченко перешел к рассмотрению мусульманской проблематики, подчеркнув при этом, что он сам мусульманином не является. "Какие бы муфтии не заявили о своей поддержке власти, - подчеркнул он, - я утверждаю, что это будет иметь прямо негативное влияние в среде мусульманского электората, что голос так называемых религиозных лидеров - и Равиля Гайнутдина, и Талгата Таджуддина, или каких-то других официальных муфтиев, которые появляются в кремлевском окружении - любая их позиция практически до наоборот воспринимается мусульманами, которые живут в совсем ином информационном политическом поле. Власть этого не понимает? Конечно, власть и кремлевские политтехнологи это понимают. То есть мнение реального электората не имеет никакого значения".
Шевченко быстро перешел к критике Талгата Таджуддина: "Когда выступает Талгат Таджуддин, то мнение большинства татар, большинства мусульман Северного Кавказа в отношении него крайне негативное, большинство мусульман России относится к нему крайне негативно, но власть по-прежнему выдвигает его духовным лидером мусульман России, который представляет мусульман на федеральном уровне российской власти. Стало быть, Талгат нужен не для влияния на голоса мусульман, а для каких-то других игр, политтехнологических, естественно".
Впрочем, не только Таджуддин не пользуется авторитетом, но и другие религиозные лидеры: "Реальные лидеры - это не официальные чиновники, а реальные лидеры - в православии - это старцы, монахи, которые порой влияют на сознание гораздо больше, чем митрополит Кирилл... Поэтому тех, кого называют лидерами, правильнее называть "официальными формальными представителями"…Я с буддизмом меньше знаком, но наверно в Бурятии вокруг Агинского дацана есть зона, где мнение лам играет существенную роль" (Агинский дацан находится не в Бурятии, а в Агинском округе, который входит в состав Читинской области, - М. Т.).
Приверженность поддержке традиционных религий со стороны власти, по мнению Максима Шевченко, не отражает реального положения этих религий во многих регионах страны: "В некоторых городах поволжских еврейская община насчитывает всего 40 человек, но раввина обязательно приглашают, хотя рядом есть большая католическая или протестантская община, представителей которой нигде и никогда представители власти не приглашают".
Религия не оказывает влияния на исход федеральных выборов, но виновата в этом не слабость самой религии, а повальная фальсификация: "Вспоминаю выборы 1996 г. Башкирия: Зюганов выигрывает у Ельцина с треском в первом туре. Потом что происходит? Вызывают Рахимова в Кремль. Лично президент показывает ему компромат на его сына Урала, поверьте, очень жестокий компрамат, такой, что прямо Урала хоть сажай на много лет сейчас. И Ельцин говорит: ну, думай сам, Муртаза. Муртаза возвращается. КПРФ потом опубликовала запись его селекторного совещания, переполненного матерной руганью и выражениями вроде "вам что "мерседесов" не хватает? Я вам что жизнь плохую устроил? Чтобы голосование было как надо!" И во втором туре за Зюганова голосует в некоторых районах только 9 %, остальные отдают голоса Ельцину. В Дагестане было то же самое, это повсеместно".
После разговора о подтасовках Максим Леонардович рассказал достаточно сенсационные вещи: "Есть регионы России, где православные являются абсолютным меньшинством по отношению к другим христианским конфессиям. В Приморском крае Союз протестантских Церквей, причем харизматических, доминирует настолько, что он превышает даже количество православных приходов, а по количеству членов церквей - значительно превосходят православных. Поэтому Владислав Сурков вступает с ними в переговоры… В Хакасии Церковь "Слово жизни" является откровенной опорой губернатора Алексея Лебедя, на выборах именно благодаря поддержке "Слова жизни" Лебедь с треском победил". По данным социологических опросов, в целом по России протестанты даже вместе с католиками составляют 0,5 % - 1 %, а в разных областях и краях Сибири и Дальнего Востока, в том числе и в Приморье, - 1-2 %, православными же там себя считают 50 % населения и более.
В одномандатных округах, особенно в сельской месности, по данным Шевченко, "депутата избирают реально 50 тысяч человек. В Калужской области два округа: вот тот округ, к которому принадлежит Оптина пустынь, там избирателей 80 тысяч человек" (На самом деле, округ, в котором находится Оптина пустынь, называется Калужским 86-м, в нем числится 406 тысяч избирателей, а в соседнем Дзержинском 85-м - 411 тысяч; вообще в РФ нет ни одной области, кроме Магаданской и Камчатской, где бы одномандатные округа включали меньше 390 тысяч избирателей - М. Т.). "Надо понимать, что если иеговистов 15 тысяч человек - это порядка 30 % избирателей, то их мнение нельзя не учитывать", - заметил Шевченко, которому вдруг возразил с места социолог Сергей Филатов: "Но иеговисты по своему вероучению не голосуют ни на каких выборах". Шевченко привел другой пример: "Ну, тогда давайте приведем пример харизматов, они ходят на выборы, Сергей Борисович". После этого докладчик вновь вернулся к мусульманской теме: "В Пермской области 60 тысяч азербайджанцев, имеющих российское гражданство, Талгат для них просто никто (В реальности, по данным Госкомстата, к 1999 г. число зарегистрированных в этой области азербайджанцев составляло примерно 6 тысяч, а вместе с негражаднами - примерно 10 тысяч - М. Т.). Но официальный местный муфтий - талгатовский, поэтому губернатор зовет его, этого Хузина".
В завершение Максим Шевченко подверг резкой критике термин "этноконфессиональный", который порождает "совершенно фантастические симуляторы идеологические, например, когда митрополит Кирилл пишет в письме на имя Равиля Гайнутдина с возмущением высказываясь о писаниях Али-Вячеслава Полосина, что это плохо, когда этнически православный человек агитирует за переход… как-то критикует православие".
"Я полагаю, что такой доклад или докладец не может не вызвать вопросов", - сказал ведущий круглого стола Алексей Малашенко, предложив гостям задавать вопросы.
Отвечая на вопрос о влиянии религиозного фактора на выборах, Максим Шевченко в частности сказал: "Если завтра наша страна станет целиком протестантской, не дай Бог, или исламской, не дай Бог, то Патриарх все равно будет представителем религии большинства…". Малашенко улыбнулся и заметил: "Ты говоришь, что, не дай Бог, будет Россия исламской, а Слава Полосин в этом уверен". Шевченко ответил: "Поэтому Слава Полосин дает показания в соответствующих органах, а я не даю".
Александр Игнатенко заметил противоречие в словах Шевченко, спросив его, почему он одновременно утверждает значимость религиозного фактора на выборах и заинтересованность Кремля в использовании этого фактора (в том числе обвиняя Кремль в поддержке Таджуддина, которая по словам Игнатенко не столь однозначна), объявляя в то же время итоги выборов заранее известными: "Если результаты выборов не отражают реальность, то зачем тогда администрации президента все эти хлопоты, всей этой головной болью занимается Сурков и другие люди, о которых Вы так подробно говорили? Может тезисы не очень верны: либо первый, либо второй, либо оба?". Максим Шевченко в ответ вновь повторил свой тезис о том, что на результаты федеральных выборов религия не влияет из-за подтасовок, а на результаты региональных влияет, и из-за этого Кремль и заинтересован во взаимодействии с религиями.
Владимир Семенко, как и другие представители Союза православных граждан, заявил об опасности "суздальского раскола", который в СПГ, видимо, считают существенным фактором, влияющим на электоральное поведение россиян, на что Максим Шевченко резонно ответил: "Но это же для того, чтобы вы все объединились!".
Политолог и журналист Михаил Тульский отметил, что исследовав случаи поддержки православными иерархами кандидатов в губернаторы и депутаты, он не обнаружил примеров положительного влияния этой поддержки на исход (об этом, в частности, подробно говорится в опубликованной нашим Порталом статье "Влияние поддержки со стороны иерархов Церкви на исход выборов"). Максим Леонардович был в ответ на эту реплику более чем лаконичен: "Вы не знаете таких случаев, а я знаю".
Бывший член научного совета МЦК Николай Петров заявил, что иерархи обычно поддерживают действующих губернаторов, которые нередко терпят поражения (впрочем, в Ставропольском крае покойный митрополит Гедеон поддержал и не действующего губернатора, но тот все равно проиграл - М. Т.). Петров также отметил, что фальсификации не столь уже нереальны, как пытался намекнуть Александр Игнатенко: статистический анализ дает основания полагать, что они составляют 10-15 % - и не только на федеральных, но и на некоторых региональных выборах.
Михаил Тульский, "Портал-Credo.Ru"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21