Максим Шевченко выступил в Московском центре Карнеги с докладом о конфессиональных аспектах выборов, сделав несколько сенсационных заявлений 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Максим Шевченко выступил в Московском центре Карнеги с докладом о конфессиональных аспектах выборов, сделав несколько сенсационных заявлений

31.03.2003

27 марта в Московском центре Карнеги (МЦК) прошел семинар "Конфессиональные аспекты российских выборов 2003-2004", представлявший собой выступление Максима Шевченко, бывшего ответственного редактора газеты "НГ-религии", а ныне шеф-редактора журнала "Смысл" (учрежденного президентом фонда "Ислам России" Олегом Клоченком; в настоящее время учредителем журнала является "ООО "Смысл"). После основного доклада Шевченко присутствующие получили возможность задать ему вопросы.
Свое выступление Максим Леонардович начал с того, что раскрыл тайную доктрину российских властей: "С точки зрения власти, идейную форму, которая пришла на смену варварской триаде "самодержавие, православие, народность", можно теперь сформулировать так - президентская власть, традиционные религии и управляемая демократия". Традиционные религии пришли на место православия: власть подчеркивает "федеральное единство страны, ее многонациональное комплектование", а все, кто говорят от имени четырех традиционных религий, то есть религиозные лидеры, "подчеркивают свою государственническую позицию, говорят, что именно они представляют мнение конфессий, говорят, что именно их мнение является мнением верующих". Значимость религиозного фактора на выборах подтверждает, по мнению редактора "Смысла", и участие управления внутренней политики Администрации президента в дугинской конференция "Выборы и религиозные конфессии" (об этом сообщал наш Портал).
Вскоре Максим Шевченко перешел к рассмотрению мусульманской проблематики, подчеркнув при этом, что он сам мусульманином не является. "Какие бы муфтии не заявили о своей поддержке власти, - подчеркнул он, - я утверждаю, что это будет иметь прямо негативное влияние в среде мусульманского электората, что голос так называемых религиозных лидеров - и Равиля Гайнутдина, и Талгата Таджуддина, или каких-то других официальных муфтиев, которые появляются в кремлевском окружении - любая их позиция практически до наоборот воспринимается мусульманами, которые живут в совсем ином информационном политическом поле. Власть этого не понимает? Конечно, власть и кремлевские политтехнологи это понимают. То есть мнение реального электората не имеет никакого значения".
Шевченко быстро перешел к критике Талгата Таджуддина: "Когда выступает Талгат Таджуддин, то мнение большинства татар, большинства мусульман Северного Кавказа в отношении него крайне негативное, большинство мусульман России относится к нему крайне негативно, но власть по-прежнему выдвигает его духовным лидером мусульман России, который представляет мусульман на федеральном уровне российской власти. Стало быть, Талгат нужен не для влияния на голоса мусульман, а для каких-то других игр, политтехнологических, естественно".
Впрочем, не только Таджуддин не пользуется авторитетом, но и другие религиозные лидеры: "Реальные лидеры - это не официальные чиновники, а реальные лидеры - в православии - это старцы, монахи, которые порой влияют на сознание гораздо больше, чем митрополит Кирилл... Поэтому тех, кого называют лидерами, правильнее называть "официальными формальными представителями"…Я с буддизмом меньше знаком, но наверно в Бурятии вокруг Агинского дацана есть зона, где мнение лам играет существенную роль" (Агинский дацан находится не в Бурятии, а в Агинском округе, который входит в состав Читинской области, - М. Т.).
Приверженность поддержке традиционных религий со стороны власти, по мнению Максима Шевченко, не отражает реального положения этих религий во многих регионах страны: "В некоторых городах поволжских еврейская община насчитывает всего 40 человек, но раввина обязательно приглашают, хотя рядом есть большая католическая или протестантская община, представителей которой нигде и никогда представители власти не приглашают".
Религия не оказывает влияния на исход федеральных выборов, но виновата в этом не слабость самой религии, а повальная фальсификация: "Вспоминаю выборы 1996 г. Башкирия: Зюганов выигрывает у Ельцина с треском в первом туре. Потом что происходит? Вызывают Рахимова в Кремль. Лично президент показывает ему компромат на его сына Урала, поверьте, очень жестокий компрамат, такой, что прямо Урала хоть сажай на много лет сейчас. И Ельцин говорит: ну, думай сам, Муртаза. Муртаза возвращается. КПРФ потом опубликовала запись его селекторного совещания, переполненного матерной руганью и выражениями вроде "вам что "мерседесов" не хватает? Я вам что жизнь плохую устроил? Чтобы голосование было как надо!" И во втором туре за Зюганова голосует в некоторых районах только 9 %, остальные отдают голоса Ельцину. В Дагестане было то же самое, это повсеместно".
После разговора о подтасовках Максим Леонардович рассказал достаточно сенсационные вещи: "Есть регионы России, где православные являются абсолютным меньшинством по отношению к другим христианским конфессиям. В Приморском крае Союз протестантских Церквей, причем харизматических, доминирует настолько, что он превышает даже количество православных приходов, а по количеству членов церквей - значительно превосходят православных. Поэтому Владислав Сурков вступает с ними в переговоры… В Хакасии Церковь "Слово жизни" является откровенной опорой губернатора Алексея Лебедя, на выборах именно благодаря поддержке "Слова жизни" Лебедь с треском победил". По данным социологических опросов, в целом по России протестанты даже вместе с католиками составляют 0,5 % - 1 %, а в разных областях и краях Сибири и Дальнего Востока, в том числе и в Приморье, - 1-2 %, православными же там себя считают 50 % населения и более.
В одномандатных округах, особенно в сельской месности, по данным Шевченко, "депутата избирают реально 50 тысяч человек. В Калужской области два округа: вот тот округ, к которому принадлежит Оптина пустынь, там избирателей 80 тысяч человек" (На самом деле, округ, в котором находится Оптина пустынь, называется Калужским 86-м, в нем числится 406 тысяч избирателей, а в соседнем Дзержинском 85-м - 411 тысяч; вообще в РФ нет ни одной области, кроме Магаданской и Камчатской, где бы одномандатные округа включали меньше 390 тысяч избирателей - М. Т.). "Надо понимать, что если иеговистов 15 тысяч человек - это порядка 30 % избирателей, то их мнение нельзя не учитывать", - заметил Шевченко, которому вдруг возразил с места социолог Сергей Филатов: "Но иеговисты по своему вероучению не голосуют ни на каких выборах". Шевченко привел другой пример: "Ну, тогда давайте приведем пример харизматов, они ходят на выборы, Сергей Борисович". После этого докладчик вновь вернулся к мусульманской теме: "В Пермской области 60 тысяч азербайджанцев, имеющих российское гражданство, Талгат для них просто никто (В реальности, по данным Госкомстата, к 1999 г. число зарегистрированных в этой области азербайджанцев составляло примерно 6 тысяч, а вместе с негражаднами - примерно 10 тысяч - М. Т.). Но официальный местный муфтий - талгатовский, поэтому губернатор зовет его, этого Хузина".
В завершение Максим Шевченко подверг резкой критике термин "этноконфессиональный", который порождает "совершенно фантастические симуляторы идеологические, например, когда митрополит Кирилл пишет в письме на имя Равиля Гайнутдина с возмущением высказываясь о писаниях Али-Вячеслава Полосина, что это плохо, когда этнически православный человек агитирует за переход… как-то критикует православие".
"Я полагаю, что такой доклад или докладец не может не вызвать вопросов", - сказал ведущий круглого стола Алексей Малашенко, предложив гостям задавать вопросы.
Отвечая на вопрос о влиянии религиозного фактора на выборах, Максим Шевченко в частности сказал: "Если завтра наша страна станет целиком протестантской, не дай Бог, или исламской, не дай Бог, то Патриарх все равно будет представителем религии большинства…". Малашенко улыбнулся и заметил: "Ты говоришь, что, не дай Бог, будет Россия исламской, а Слава Полосин в этом уверен". Шевченко ответил: "Поэтому Слава Полосин дает показания в соответствующих органах, а я не даю".
Александр Игнатенко заметил противоречие в словах Шевченко, спросив его, почему он одновременно утверждает значимость религиозного фактора на выборах и заинтересованность Кремля в использовании этого фактора (в том числе обвиняя Кремль в поддержке Таджуддина, которая по словам Игнатенко не столь однозначна), объявляя в то же время итоги выборов заранее известными: "Если результаты выборов не отражают реальность, то зачем тогда администрации президента все эти хлопоты, всей этой головной болью занимается Сурков и другие люди, о которых Вы так подробно говорили? Может тезисы не очень верны: либо первый, либо второй, либо оба?". Максим Шевченко в ответ вновь повторил свой тезис о том, что на результаты федеральных выборов религия не влияет из-за подтасовок, а на результаты региональных влияет, и из-за этого Кремль и заинтересован во взаимодействии с религиями.
Владимир Семенко, как и другие представители Союза православных граждан, заявил об опасности "суздальского раскола", который в СПГ, видимо, считают существенным фактором, влияющим на электоральное поведение россиян, на что Максим Шевченко резонно ответил: "Но это же для того, чтобы вы все объединились!".
Политолог и журналист Михаил Тульский отметил, что исследовав случаи поддержки православными иерархами кандидатов в губернаторы и депутаты, он не обнаружил примеров положительного влияния этой поддержки на исход (об этом, в частности, подробно говорится в опубликованной нашим Порталом статье "Влияние поддержки со стороны иерархов Церкви на исход выборов"). Максим Леонардович был в ответ на эту реплику более чем лаконичен: "Вы не знаете таких случаев, а я знаю".
Бывший член научного совета МЦК Николай Петров заявил, что иерархи обычно поддерживают действующих губернаторов, которые нередко терпят поражения (впрочем, в Ставропольском крае покойный митрополит Гедеон поддержал и не действующего губернатора, но тот все равно проиграл - М. Т.). Петров также отметил, что фальсификации не столь уже нереальны, как пытался намекнуть Александр Игнатенко: статистический анализ дает основания полагать, что они составляют 10-15 % - и не только на федеральных, но и на некоторых региональных выборах.
Михаил Тульский, "Портал-Credo.Ru"



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме