Самый частый вопрос, который звучал во всех аудиториях: Что же, все-таки, считать сектой? Александр Дворкин предупреждает, что не стоит все, что нам не нравится, называть сектой. Например, Ассоциация планирования семьи, пропагандирующая разврат, по словам ученого, не является сектой. В то же время секта не всегда внешне выглядит религиозной организацией. Профессор А.Дворкин определяет секту так: сравнительно небольшая, культурно закрытая организация, главный смысл существования которой - противостояние основной религиозно-культурной традиции страны. Секты также не образуют свою культуру. Поэтому лютеране в России, а православные в Индии, несмотря на малочисленность, не называются сектами, так как они являются культурообразующими конфессиями.
По мнению Александра Леонидовича, следует все-таки ввести еще одну классификацию сект: классические (баптисты, евангелисты, субботники, адвентисты, меннониты) и тоталитарные (сайентологи, кришнаиты, виссарионовцы, иеговисты, мормоны, неохаризматы и т. д.). И если с классическими сектами у православных, за редким исключением, проблем не возникает, то тоталитарные секты являются объектом пристального внимания, так как в таких организациях налицо прямое посягательство на свободную волю человека, а зачастую и полное его порабощение. А.Дворкин привел следующее определение тоталитарных сект: это особого рода авторитарные организации, главный смысл существования которых - власть и деньги их руководства. Для достижения этой цели секта прикрывается различными масками: религиозными, культурологическими, медицинскими, педагогическими, психологическими, коммерческими, политическими и т. п. Кроме того, таким организациям присущ ряд свойств, таких как обожествление лидера или организатора, нарушение прав членов секты, контролирование их сознанием, обман при вербовке. Причем тоталитарные секты (деструктивные культы) могут быть совершенно необязательно религиозными организациями: главное там не содержание самого учения, а методы, которыми организация пользуется.
Ярким примером тоталитарной секты являются свидетели Иеговы. Как-то в Новосибирск прибыла делегация из Германии. В числе вопросов, заданных на пресс-конференции, был и такой: есть ли в Германии свидетели Иеговы? Скупой на слова немец вдруг разразился длинной раздраженной тирадой, которую переводчик перевел одной фразой: "Всех достали". Профессор Дворкин, кстати, разъяснил, отчего свидетели Иеговы и мормоны всегда ходят парами. Такой порядок вытекает из самой идеи тоталитарной секты - полного контроля над своими адептами. Если один из дискутирующих сектантов вдруг согласится с аргументами противника, то его товарищ должен тут же вмешаться в спор, а на усомнившегося написать донос.
Со слов профессора Александра Дворкина, Новосибирск, оказывается, известен не только активной деятельностью информационно-консультативного центра по вопросам сектантства при соборе святого Александра Невского, но и родиной некоторых деструктивных культов. И это не только педагогическая секта Талгата Акбашева, но и неоязыческая секта "анастасийщиков", основателем которой является известный многим новосибирцам Владимир Мэгре ("девичья" фамилия - Пузаков) - автор серии книг о лесной красавице Анастасии, которая, по словам профессора, "является воплощением сексуальных фантазий господина Мэгре".
Под веротерпимостью всегда понималось доброе отношение к представителям другой веры, с которыми приходится сосуществовать, но это не означает терпимость ко всему подряд. Например, нельзя терпимо относиться к человеконенавистническим идеям, идеям расизма, нацизма, терроризма, извращения. Нельзя смириться с тем, что человека различными ухищрениями лишают человеческого достоинства, превращая в источник собственной наживы.
Обсуждался на выступлениях А.Дворкина и вопрос о религиозной мистике. С ее материальным проявлением корреспондент "Вечернего Новосибирска" столкнулся на месте: после трехчасовой записи лекций профессора Александра Дворкина пленка закончилась точно на заключительных словах последней лекции.
Regions.Ru