«Социальная концепция РПЦ и ее роль в формировании гражданского общества в России» - круглый стол на социологическом факультете МГУ 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Социальная концепция РПЦ и ее роль в формировании гражданского общества в России» - круглый стол на социологическом факультете МГУ

19.03.2003

14 марта на социологическом факультете Московского государственного университета в рамках работы "Клуба молодых ученых" состоялся круглый стол "Социальная концепция Русской Православной Церкви и ее роль в формировании гражданского общества в России".
В его работе приняли участие старший преподаватель МГУ А.Л. Брутян, профессор МГУ В.И. Гараджа, декан социологического факультета профессор МГУ В.И. Добреньков, сотрудник ОВЦС МП священник Михаил Дудко, доцент МГУ В.А. Кудрявцев, профессор Православного Свято-Тихоновского богословского института, член экспертно-консультативного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной думы по делам общественных организаций и религиозных объединений диакон Андрей Кураев, доцент МГУ А.Н. Красников, сопредседатели Института свободы совести С.А. Бурьянов и С.А. Мозговой, зам. декана социологического факультета профессор И.П. Рязанцев, ведущий научный сотрудник Института религиозных социальных исследований В.А. Солохин, аспиранты и студенты социологического и философского факультетов МГУ, представители православной общественности.
Открыла работу круглого стола руководитель "Клуба молодых ученых" Ася Брутян, которая поприветствовала присутствующих от имени социологического факультета МГУ, отметив важность и актуальность вынесенных на обсуждение вопросов.
Сотрудник ОВЦС МП священник Михаил Дудко свой доклад "Социальная концепция Русской Православной Церкви и ее роль в формировании гражданского общества в России" посвятил краткому обзору основных положений и разделов "Основ социальной концепции РПЦ", а также основательно остановился на проблемах преподавания Закона Божия в рамках системы государственного образования.
Он сказал, что "необходимо заботиться не только о праве меньшинства, но и праве подавляющего большинства". Таковым, по мнению священника М. Дудко, являются православные: "Если 80 %, или 70 %, или 60 % определяют себя как православные, то это моноконфессиональная страна", а значит "Основы православной культуры" должны преподаваться в государственной школе на добровольной основе, но за счет налогоплательщиков.
Отвечая на вопрос о монархии, священник заметил, что каждый строй имеет свои достоинства и недостатки, но религиозно санкционированная власть, с точки зрения Церкви, предпочтительнее. А на вопрос об отношении РПЦ МП к формированию гражданского общества в России, толерантности, равенству прав он заявил, что в прямые задачи Церкви не входит создание "того общества, о котором Вы говорите", но отметил необходимость "уважать образ Божий в человеке". Вопрос о свободе совести и вовсе вызвал замешательство отца Михаила, но он благополучно вышел из положения, зачитав соответствующее место из "Основ социальной концепции РПЦ" на странице 26: "Принцип свободы совести, появившийся как юридическое понятие в ХVIII-ХIХ веках, превращается в один из основополагающих принципов межчеловеческих отношений только после Первой мировой войны... Сам по себе этот процесс свидетельствует о распаде системы духовных ценностей, потере устремленности к спасению в большей части общества, утверждающего принцип свободы совести. Если первоначально государство возникло как инструмент утверждения в обществе Божественного закона, то свобода совести окончательно превращает государство в земной институт, не связывающий себя религиозными обязательствами".
Сопредседатель Института свободы совести Сергей Бурьянов выступил с докладом "Государство и религиозные организации в контексте перспектив формирования гражданского общества в России". Докладчик отметил, что обсуждаемый на круглом столе "документ явился важным событием в жизни Церкви, обращенным прежде всего к самой Церкви. Так как он написан людьми, то имеет как достоинства, так и недостатки".
Среди достоинств были отмечены широта охвата тем, систематизация, критический подход к некоторым социальным явлениям. А среди недостатков - многочисленные внутренние противоречия, особенно в разделах "III. Церковь и государство", "V. Церковь и политика". Особые нарекания сопредседателя Института свободы совести, помимо оценок принципа свободы совести (с. 26 Основ), вызвали тезисы о "богоустановленности власти" (с. 18 Основ) и соответственно, "помраченной грехом человеческой личности" (с. 125 Основ), напоминающие о "далеко не изжитых средневековых традициях сакрализации власти вопреки интересам гражданского общества".
Далее в своем докладе С. Бурьянов отметил, что упомянутые традиции вопреки Конституции РФ являются доминирующими в отношениях государства с религиозными объединениями, в результате чего идеалы гражданского общества терпят "сокрушительное поражение" в России.
В качестве иллюстрации антиконституционных тенденций были названы приложение к письму Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов "Примерное содержание учебного предмета "Православная культура"", проект Доклада рабочей группы президиума Государственного совета РФ по вопросам противодействия проявлениям религиозного экстремизма в РФ, документы конференции "Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма", Общественно-депутатской комиссии по поддержке традиционных духовно-нравственных ценностей, законопроект "О социальном партнерстве государства и религиозных организаций".
По мнению С. Бурьянова, "упомянутые события направлены на эскалацию государственных конфессиональных предпочтений и/или на "специальные" ограничения и контроль мировоззренческой сферы, основанные на неправовых принципах и терминологии, таких как "религиозный экстремизм", "традиционная религиозная организация", "секта".
С. Бурьянов считает, что на конференции по образованию власть фактически "дала добро" тотальной клерикализации государственной системы образования на региональном уровне, что и было исполнено Минобразованием в виде подмены права на религиозное образование обязанностью государства финансировать конфессиональное образование для "традиционных религиозных организаций", и к тому же в рамках государственной системы образования. "Таким образом, "нетрадиционно" верующих не только ограничат в правах на религиозное образование, но и вместе с остальными инакомыслящими налогоплательщиками фактически заставят оплачивать конфессиональное образование, а фактически в конечном итоге сакрализацию власти", - подчеркнул сопредседатель Института свободы совести.
Доцент социологического факультета МГУ Владимир Кудрявцев выступил с докладом "Роль Церкви в морально-нравственном воспитании молодежи", попутно затронув вопрос введения "Основ православной культуры". В. Кудрявцев считает, что такой предмет необходим, так как в условиях "духовного оскудения" православие является "неизвестным" для большинства населения: "воцерковленных всего 2-4 %, остальные хотят получить новый тип разумения". Далее он сожалеет, что "визг" в обществе и "правозащитные телодвижения" препятствуют введению ОПК в государственной школе, в то время как все "за": "Все чиновники -"за", авторитетные люди - "за"...Осипов - "за", Солженицин - "за", Бестужев-Лада - "за"...
Приведя не внушающие оптимизма статистические данные о социальной жизни России, доцент задается вопросом: "Как поправить дела с нравственностью, преступностью, семьей?" И сам же на него отвечает: "Ничего не изменить, без тотального нравственного воспитания, начиная с детского сада".
Профессор Свято-Тихоновского института диакон Андрей Кураев заявил, что "Основы социальной концепции РПЦ", которые он же и писал, прежде всего, пригодятся для цитирования студентами и аспирантами - "поменьше самодеятельности". Во-вторых - это "шпаргалка для архиереев". И, в-третьих, "Основы" призваны "ослабить давление на людей", очевидно со стороны не в меру ретивых пастырей.
В проблемы преподавания "Закона Божия" в светской школе профессор предпочел не вдаваться, послав всех присутствующих в...библиотеку, где ждет читателя написанная им же брошюра, содержащая исчерпывающую информацию по указанной проблематике.
Впрочем, диакон все же коснулся данной проблемы в части, касающейся обеспечения учебного процесса, а именно - преподавательских кадров. По его словам, урок в школе для батюшки - это "удар по карману". "Вместо того, чтобы ждать человека на голубом мерседесе - идти в школу... Большинство не пойдут", - резюмировал отец Андрей.
Отвечая на вопрос о договорах государства с РПЦ МП, о. А. Кураев признался, что таковые имеются даже с "силовиками". По его мнению, нигде нельзя "оставлять человека один на один с государством", а значит, договорам быть.
Завершил круглый стол декан социологического факультета МГУ Владимир Добреньков. Поблагодарив всех участников, он подчеркнул ценность свободы мировоззренческого выбора для формирования гражданского общества и решения проблем, стоящих перед Россией.
Сергей Мозговой, для "Портала-Credo.Ru"



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме