Правда, речь о каких-либо конкретных сроках и условиях вывода миротворцев, по словам собеседника Страны.Ru, пока не идет. Но очевидно, что возможные контуры предполагаемого "отхода" из Абхазии появятся после встречи Путина - Шеварднадзе, которая, как стало сегодня известно, состоится в пятницу в Сочи, и на которой несомненно будет обсуждаться абхазская проблема, а точнее приемлемость условий, выставленных Грузией в качестве пролонгации договора о присутствии миротворцев. Впрочем, сам Шеварднадзе уже поспешил заявить о том, что не ждет "какого-нибудь сенсационного прорыва от предстоящей встречи", демонстрируя таким образом неизменность позиции грузинской стороны по этой действительно острой проблеме. Напомним, что в качестве основных условий продления мандата российским миротворцам Грузия требовала прекратить железнодорожное движение по маршруту Сочи-Сухими и выдачу российских паспортов проживающим в Абхазии гражданам. Стоит ли говорить о том, что потребность в подобных торгах вокруг условий продления миротворческих полномочий в абхазской зоне возникает у грузинской стороны с полугодичной регулярностью.
И, видимо, вконец устав от этой ситуации, в ответ на последние политические демарши Грузии в ходе принятия решения о продлении мандата коллективным миротворческим силам в зоне грузино-абхазского конфликта, Россия решила предпринять собственные шаги, свидетельствующие о невозможности какого-либо политического шантажа с грузинской стороны в этом вопросе.
Собственно, действия руководства Минобороны России по подготовке пока неофициального варианта вывода миротворцев есть не что иное как реальное подтверждение слов российского президента, когда на встрече с журналистами в Киеве 29 января 2003 года он заявил: "Любой ценой мы не будем держать там миротворцев. Все зависит от Грузии, от ее ответственности и от решения глав государств СНГ, так как это миротворческая группа СНГ".
Понятно, Грузию такое заявление не могло не порадовать: развернутая Эдуардом Шеварднадзе в конце прошлого года кампания по дискредитации и скорейшему выводу коллективных сил по поддержанию мира из Абхазии преследовала цель в перспективе заменить их силами НАТО под эгидой ООН (или стран ГУАМ) и применить против Сухуми силовой вариант "принуждения к миру". Чего стоит одно предложение расширить зону безопасности, включив в нее весь Гальский и часть Очамчирского района Абхазии. Однако данная позиция полностью противоречит подписанному летом 1994 года Сочинскому соглашению о прекращении огня и разъединении противоборствующих сторон и Мандату пребывания коллективных сил по поддержанию мира в зоне конфликта.
Грузия, рассчитывая на вполне вероятное привлечение "дружественных стран" к решению абхазской проблемы по собственному сценарию, вместе с тем не отказывается и от варианта разрешения конфликта силовым путем. Подтверждением тому является принятая грузинским парламентом военная доктрина республики, которая предусматривает возможность применения вооруженных сил Грузии для восстановления территориальной целостности республики и фактически узаконивает возможное введение войск на территорию Абхазии.
Однако абхазская сторона, в свою очередь, на изменение условий мандата пребывания миротворцев на своей территории ни при каких условиях не согласится. Уже сейчас, учитывая опыт прошлых событий в Кодорском ущелье и постоянные трения в вопросе продления Мандата коллективным миротворческим силам, в Гальском районе, в северной зоне безопасности на правом берегу Гальского канала и по реке Галидзга воздвигаются фортификационные сооружения. При этом Сухуми провел частичную мобилизацию и сконцентрировало около 2000 абхазских военнослужащих вблизи зоны ответственности "голубых касок". Сюда подвозится продовольствие, подтягивается боевая техника и тяжелое вооружение.
Таким образом, негативные тенденции в продвижении позиции руководства Грузии по силовому разрешению грузино-абхазского конфликта могут создать угрозы безопасности для контингента российских миротворцев в Абхазии и развязывания военных действий в Закавказье
Страна.Ru -