Такое единение свидетельствует в первую очередь о внутренней цельности нашей Церкви, несмотря на множество поводов для отчужденности и разделения в церковной среде и злопыхательство откровенных богоборцев. Надо было видеть на открытии чтений, как все встали, когда в зал вошел Святейший Патриарх Алексий II. И это было совсем не привычное чинопочитание, ощущалось глубокое уважение и любовь, которую испытывают собравшиеся, а вместе с ними и весь русский православный народ к своему Предстоятелю.
В меньшей степени, но все же и на секционных заседаниях заметно было одушевление единства, хотя в ходе заседаний целого ряда круглых столов поднимались острые животрепещущие вопросы современности. Тем большим диссонансом с общим единством оказалось жесткое разделение в среде православных журналистов. Здесь никогда не было безоблачного неба, но такой откровенной грызни трудно и припомнить. Уже знакомство с программой Чтений вызывало настороженность: секцию Интернета проводит Сергей Чапнин, демонстративно не бывший в прошлом году, когда эту секцию готовили сотрудники "Русского Воскресенья". Если тогда на слушания не пришел никто из московских "либералов", то, очевидно, что в этот раз не придут московские "консерваторы" (кстати, так оно и оказалось).
Первое впечатление не обмануло. В день открытия ко мне подошел ответственный секретарь "Московского церковного вестника" С. Чапнин, и в ультимативной форме потребовал немедленно убрать задним числом из новостной сводки материал, по его словам "клеветнический и раскалывающий". Стараясь не обострять без нужды обстановку и не желая участвовать в московских дрязгах, я обещал посмотреть в чем дело (оно оказалось в одном не понравившемся ему заявлении Союза православных граждан), но зарвавшегося "наполеончика" из Издательского отдела это не удовлетворило, и он с угрозой обещал применить ко мне некие карательные меры. Я остался в недоумении, что за меры ко мне может применить Чапнин. На следующий день все разъяснилось. В Итоговом документе секции "Православная журналистика" XI Рождественских образовательных чтений компания Чапнин и Ко, самовольно взяв на себя функции цензора, "наказала" целый ряд православных СМИ, обвинив их в раскольничьих действиях. Беспардонность ответственного редактора главной церковной газеты уже вызвала возмущенную реакцию редакции "Русского вестника", скорее всего в перебранку вступят и другие, в общем - скандал. Чапнин посчитал, что добрался, наконец, до столь вожделенной им власти в Церкви, и принялся сводить со старыми противниками счеты. Правда "Русскую линию" сей "узурпатор" в свой черный список почему-то не внес. Думаю, может все же стыдно стало? Хотя знающие люди говорят, что это у Чапнина исключено.
Этим деянием руководящая журналистами секция не ограничилась, а учредила некую Ассоциацию православных журналистов и даже избрала своими координаторами С.Чапнина и редактора интернет-сайта "Седмица.ру" В.И. Петрушко, правда, в его отсутствие.
Конечно, церковная журналистика сама по себе является крайне искусительным и внутренне противоречивым для верующих видом деятельности. Целью любого средства массовой информации является влияние на эти самые массы, и чем лучше журналист трудится, тем более он влиятелен. Не случайно СМИ называют четвертой властью. Но если в демократическом обществе не слишком существенно, какая ветвь власти на сегодняшний день влиятельнее, представительная, избранная с помощью СМИ или сами СМИ, то в Церкви источником власти является не взбалмошная толпа, но Сам Бог, а он вручил властные функции в Церкви епископату, и любая узурпация этой власти, в том числе и с помощью СМИ, чревата бедами не только для церковного организма, но и для самого журналиста. Казалось бы, неразрешимое противоречие: работать в православных СМИ и не оказывать влияние на церковную ситуацию невозможно, но и оказывать это влияние нельзя. Но то, что не возможно человекам, возможно Богу. Он являет нам такие примеры.
Я имею ввиду энергичную деятельность Пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которая с самого своего основания ведет непримиримую борьбу с таким уродливым явлением, как филаретовский и автокефальный раскол на Украине. Наивно думать, что Пресс-служба не имеет определенного влияния внутри Церкви, но ее руководство направляет деятельность сотрудников не внутрь Ее, а во вне - на раскольников и безбожников. Не случайно руководитель Пресс-службы известный украинский журналист Василий Семенович Анисимов был удостоен в этом году безусловно заслуженной награды Клуба православных журналистов, которые собрались на альтернативную встречу в московском "Домжуре". После вступительного слова священника Владимира Вигилянского почетной грамотой Клуба наградил киевского журналиста Председатель общества "Радонеж" Евгений Никифоров. Затем были объявлены победители в других номинациях. Среди епархиальных газет лучшей конечно оказалась газета Смоленской епархии. Догадайтесь с трех раз - почему?
После награждения грамотами лучших, слово было передано пресс-секретарю Союза православных граждан Кириллу Фролову. Он объявил номинантов специальной премии в 30 серебряников за "самую гнусную статью" о Православной церкви. 30 серебряников получит Сергей Бычков из "Московского комсомольца", известный широкому кругу православной общественности по серии статей о "табачном" митрополите Кирилле (Гундяеве). Такой выбор не может не показаться как минимум странным, ведь совсем недавно в "Известиях" была опубликована статья с явной хулой на Пресвятую Богородицу, и об этом с негодованием говорили многие православные на Чтениях, но сведение счетов оказалось для Союза православных граждан важнее. Второй комплект из 30 серебряников присужден почему-то интернет-агентству "Портал-Credo.Ru", сориентированному на суздальских раскольников.
Началась открытая война гигантов православных СМИ. Кто окажется победителем в этой битве сказать трудно, но совершенно очевидно, что Русская Православная Церковь победителем в этой войне быть не может.
Сергей Григорьев,