В четверг в Кремле президиум Госсовета во главе с Владимиром Путиным два с половиной часа обсуждал проект изменений в закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ", который еще в осеннюю сессию будет внесен в Госдуму президентом. Под конец заседания Путин дал распоряжение главе Минэкономразвития Герману Грефу до 25 ноября подготовить замечания к законопроекту. А уже к 26 числу Алексей Кудрин и Виктор Христенко должны все предложения Грефа обобщить, одобрить и вернуть замглавы президентской администрации Дмитрию Козаку.
За разработкой закона губернаторы следили давно и настороженно, не без оснований подозревая, что затеянное Кремлем перераспределение полномочий между центром и регионами заметно ослабит их политическое влияние. В сентябре, когда рабочая группа Козака только дописала последние статьи новой редакции и вместе с законом "Об общих принципах организации местного самоуправления" собиралась нести оба проекта в нижнюю палату, Госсовет неожиданно вмешался в работу Козака и потребовал их к себе на доработку.
После того как законы были разосланы по областям и республикам, в администрацию президента потекли возмущенные отзывы. Причем, как правило, авторами самых разгромных оказались наиболее сильные региональные лидеры.
"Названный проект, как и действующий федеральный закон, чрезмерно вторгается в предметы ведения и полномочия субъектов РФ и не соответствует Конституции", - пришло из администрации президента Татарии Минтимера Шаймиева. Его исправления в закон, набранные убористым шрифтом, едва умещаются на девяти страницах. Московская мэрия тоже была вне себя. "Такой подход противоречит самой концепции федеративных отношений и ставит субъекты федерации в положение бесплатного приложения", - говорилось в документе, пришедшем от Юрия Лужкова.
В четверг губернаторы вышли от Путина уже не такими воинственными. "Мы действуем по принципу: идущий да одолеет", - устало сказал журналистам Шаймиев. По его словам, оба закона вступят в силу одновременно 1 января 2006 года. Губернатор Тюменской области Сергей Собянин казался довольным и заявил, что по всем вопросам президент и главы регионов нашли компромиссы и промежуточные решения. Впрочем, уступки Кремля, которые он перечислил в беседе с "Газетой.Ru", выглядят не очень значительными. По словам Собянина, субъекты будут отвечать не за все сельское хозяйство, а только за его финансирование.
Губернаторам удалось также добиться того, чтобы федеральные министерства не вмешивались в вопросы разграничения полномочий, которые будут регулироваться только указами президента и федеральными законами.
Раньше губернаторы высказывали гораздо больше претензий. Региональным лидерам очень не нравилось, что Кремль независимо от их желания отдает им полномочия в том, что раньше определялось как предметы совместного ведения центра и субъектов. "Чтобы было понятно, кто за что отвечает" - так звучит главный аргумент Козака. То есть теперь та область, в которой раньше главы субъектов федерации чувствовали себя абсолютно самостоятельными, будет регламентирована подробнейшим федеральным законом, перечисляющим все обязанности региональных лидеров - от ежеквартальной публикации отчета об исполнении бюджета до выплат пособий на погребение усопших. В докладе, который написал к Госсовету тот же Собянин, об этом сказано: "Субъекты федерации возражают против предоставления права федеральным органам госвласти устанавливать порядок осуществления органами госвласти субъектов РФ и их должностными лицами полномочий по предметам совместного ведения".
То, что сама инвентаризация полномочий проведена Кремлем очень добросовестно, губернаторов только пугает. Они боятся оказаться в ловушке, поскольку закон усиливает контроль за неисполнением предписанных функций, но в то же время не дает гарантий того, что вслед за полномочиями в регионы из центра придут деньги.
Хотя в концепции реформы было обещано четкое финансирование каждого полномочия, все тонкости межбюджетных отношений появятся только в Бюджетном и Налоговом кодексах, которые правительство начнет править уже после принятия законов о госвласти и местном самоуправлении в первом чтении. Впрочем, на Госсовете губернаторы взяли с президента слово, что хотя бы вступать в силу все эти законы будут одновременно друг с другом. "Каждая функция органов власти, исполнение каждого полномочия стоит денег, - успокоил губернаторов Путин. - В связи с разграничением полномочий общее количество денежных средств не увеличится. Просто финансы необходимо распределять рационально и тратить эффективно".
И все-таки губернаторам удалось отбить у Кремля одну важную позицию. За то время пока Госсовет работал над своими предложениями, из закона исчезла упрощенная процедура отрешения губернатора от должности президентом по решению суда.
В первых вариантах проекта основания, по которым Путин мог бы отправлять региональных лидеров на пенсию, были сформулированы так, что открывали огромный простор для толковании и, соответственно, давали судам полную свободу действий. В итоговом же тексте старые положения о снятии губернатора через суд, вступившие в силу еще в 2000 году и ни разу до сих пор ни применявшиеся, остались без изменений.
Впрочем, дополнительные механизмы контроля у центра все-таки появились, что заставляет губернаторов по-прежнему сильно нервничать. В трех случаях - при стихийном бедствии, просроченной задолженности (больше 30% от собственных доходов субъекта) и нецелевом расходовании поступивших из Москвы субвенций - федеральные органы власти вправе временно лишить полномочий тот или иной региональный орган. Фактически это то же отстранение губернатора от должности, только в более изящной форме. Если какой-либо субъект РФ увязнет в долгах, то его глава автоматически превратится в свадебного генерала, поскольку в этом случае федеральное правительство имеет право ввести в регионе временную финансовую администрацию, к которой перейдут все его бюджетные полномочия вплоть до восстановления платежеспособности.
Газета.Ru