itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ОБСУДИЛИ ПРОБЛЕМУ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Религия 
0
87
Время на чтение 4 минуты
Как сообщил корреспондент портала "Религия и СМИ", 5 ноября в Государственной Думе состоялся круглый стол "Молодежь и экстремизм", который был организован Комитетом ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций. Председатель Комитета Виктор Зоркальцев отметил, что приоритетным вопросом, стоящим на повестке дня, является вопрос о том, почему именно молодежь в сегодняшнем обществе столь подвержена экстремистским идеям, ведь по данным социологических исследований основную часть организаций экстремистского толка составляют молодые люди до 27 лет.
Вопрос о том, какова доля религиозной составляющей в сознании представителей различных экстремистских организаций вызвал оживленную дискуссию среди участников. Виктор Зоркальцев отметил, что возглавляемый им Комитет, существующий уже на протяжении трех созывов ГД, только полтора года назад столкнулся с термином "религиозный экстремизм". Ранее не существовавшее понятие, по его мнению, было введено в оборот исключительно благодаря средствам массовой информации. Зоркальцев завил, что на его взгляд, употребление этого термина нецелесообразно и даже вредно. Во-первых, полагает депутат, если под религиозным экстремизмом иметь в виду антигосударственную и антиобщественную деятельность, основанную на религиозных мотивациях, то вполне достаточно будет употреблять уже присутствующие в законодательстве понятия "вражда" и "рознь". Во-вторых, само употребление термина религиозный экстремизм по отношению к тому или иному социальному явлению может вызывать религиозную конфронтацию.
Кроме того, Зоркальцев полагает, что такого отдельного явления как религиозный экстремизм в России вообще не существует. За последние несколько лет случаи судебных разбирательств с вменением в вину религиозного экстремизма, по его данным, ничтожно малы. Следовательно, религиозный экстремизм отсутствует как явление, по крайней мере, как массовое явление.
Зоркальцев заявил: "У экстремизма не может быть эпитетов. Если мы будем приписывать ему определения, то вскоре должны будем выделить разные виды экстремизма и принять отдельный закон, скажем, о футбольном экстремизме. Но как нет футбольного, так нет и отдельного религиозного экстремизма. Существует желание некоторый людей использовать религиозный фактор в политике, а это политический экстремизм с отдельными религиозными элементами. Поэтому для привлечения к ответственности Масхадова, Басаева и им подобных достаточно уже существующих законов". При этом Зоркальцев отметил, что в некоторых регионах, например в Дагестане, существует специальные законодательные акты, направленные на предотвращение именно религиозного экстремизма.
Говоря о мерах по предотвращению причин возникновения экстремизма, в частности, религиозных, председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций предложил обратить особое внимание государства и общественности на религиозное просвещение. По его мнению, государство должно участвовать в религиозном просвещении молодежи через выделение традиционным религиозным организациям средств на образование; оно должно способствовать развитию конфессиональных СМИ и обратить внимание светских СМИ на недопустимость прямой или косвенной пропаганды экстремистских идей и разжигания национальной и религиозной розни.
Напомним, что идея господдержки различных форм религиозного образования была также высказана на Конференции по взаимодействию государства и религиозных объединений в сфере образования 10 октября 2002 г., организаторами которой, в частности, были три полномочных представителя президента РФ и Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Кроме того, Зоркальцев обратил внимание собравшихся на необходимость выработки Концепции духовной безопасности страны как части общенациональной концепции безопасности. В этой работе, с его точки зрения, особую роль должны сыграть традиционные религии России.
Александр Чуев, заместитель председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, в своем выступлении отметил, что первым и основным фактором, провоцирующим распространение экстремизма среди молодежи, является телевидение и другие СМИ, открыто проповедующие насилие и чуждый России образ жизни. Поскольку, по мнению Чуева, задавить экстремизм силой невозможно, необходимо искоренять его причину. Для этого депутат предложил, во-первых, ввести определенные ограничения для СМИ и, во-вторых, начать совместную деятельность государства и традиционных религиозных организаций в сфере социальной работы, воспитания и образования. Депутат также подчеркнул необходимость принятия специального закона, регулирующего сотрудничество государства и Церкви в социальной сфере.
Обратившись к теме ваххабизма, Чуев отметил чуждую для традиционного российского ислама природу этого явления и заявил, что "мы сами, а не иностранные государства, должны вести работу с российским исламом". По мнению депутата, именно Русская Православная Церковь как Церковь большинства в России должна помогать государству во взаимоотношениях с исламом, а также с другими традиционными религиями.
В работе круглого стола также приняли участие ученые-религиоведы и представители РПЦ, в частности, заместитель председателя синодального Отдела по делам молодежи РПЦ архимандрит Геннадий (Гоголев), ряд православных священников и председатель Всероссийского Православного Молодежного Движения (ВПМД) Олег Решетников.
Архимандрит Геннадий выделил два вида религиозного экстремизма: (1) тоталитарные секты и (2) искажение традиционных религий. Во втором случае, по его мнению, речь идет в первую очередь об исламском экстремизме, то есть о ваххабизме. Отец Геннадий выдвинул теорию о том, что любой фанатизм и экстремизм происходят от страха, а шахидами становятся из страха потерять свою идентичность перед лицом наступающей глобализации. Он также поддержал идею сотрудничества государства и Церкви в сфере образования.
Многие из выступавших религиоведов предложили различать собственно религиозный экстремизм, возникший в религиозной среде, и экстремизм религиозно-политический, направленный на достижение конкретных политических целей, а также учитывать накопленный опыт мирного сосуществования разных религий и народов России. Директор детского клуба "Пересвет" при Троице-Сергиевой лавре о. Дмитрий рассказал о том, как при клубе бывшие панки и скинхеды получают православное военно-патриотическое воспитание и в дальнейшем поступают на службу в правоохранительные органы и в службу спасения Сергиева Посада.
В заключение работы Круглого стола Виктор Зоркальцев отметил, что состоявшаяся дискуссия стала первой попыткой начать обсуждение темы "Молодежь, экстремизм, религия". Экстремизмом, по его мнению, называется все то, что непонятно. Но поскольку экстремизм, и в молодежной среде особенно, это еще не терроризм, то с молодыми людьми необходимо работать, так как они - такие же члены общества, как и все остальные, заключил депутат. Он также отметил, что в ходе дальнейшей работы Комитет должен выработать рекомендации по этой теме и направить их в соответствующие органы власти.
Религия и СМИ
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии