Причем, их противники в своем неприятии ссылаются на авторитет исторической науки, которая, как известно, неприглядно изображает и Царя Иоанна и Распутина. Однако зачастую исторические исследования базируются на мифах, недостоверных источниках, а порою и откровенно клеветнических материалах, которые создавались с нарочитою целью опорочить и того и другого. Это обстоятельство и вызвало необходимость проведения научно-богословской конференции. В программе конференции были обозначены три вопроса: 1) о Святых Царственных Страстотерпцах; 2) об Иоанне Васильевиче Грозном и 3) о Григории Распутине.
Организаторы задались целью провести спокойное деловое обсуждение проблемы с привлечением специалистов. Подготовка конференции проходила кулуарно, чтобы в итоге она не превратилась в балаган, в митинг, в котором отказались бы участвовать серьезные историки и богословы. Можно сказать, что достичь этой цели организаторам удалось. Присутствовал только один "пассионарий", некий Анатолий, который, выбежав к трибуне, начал "свидетельствовать", что "народ принял печать антихриста", а "страною правит слуга антихриста". Однако, видимо не почувствовав поддержки со стороны около сотни православных, собравшихся для серьезного разговора, он быстро ретировался.
Конференция проходила в Международном Славянском культурном центре в Черниговском переулке. Организаторы (в оргкомитет входили: игумен Митрофан (Лаврентьев) из Ивановской епархии, скульптор и общественный деятель Вячеслав Клыков, руководитель издательского общества "Благословение" Юрий Самусенко, иконописец и обозреватель радио "Радонеж" Виктор Саулкин и редактор "Русского вестника" Алексей Сенин) постарались пригласить на нее всех серьезных знатоков проблемы. По разным причинам не смоги участвовать писатель и историк, доктор экономических наук Олег Платонов, историк, доктор исторических наук Александр Боханов, а также некоторые ученые-богословы. Но и без их участия конференция получилась довольно содержательной.
После совместной молитвы конференцию открыли вступительным словом Алексей Сенин и игумен Митрофан. С докладами выступили историк Сергей Фомин "Их пепел в наших сердцах: Царская Семья и Григорий Распутин. Ритуальность убийства"; рязанский публицист, автор брошюры "Оклеветанный старец" Игорь Евсин "Анализ причин негативных мнений о Григории Распутине ряда известных его современников"; доктор филологических наук Татьяна Миронова "Фальсификация фактов убийства Григория Ефимовича Распутина"; публицист и историк Леонид Болотин "Идеологические проблемы историографии эпохи Царствования Государя нашего Благоверного Великого Князя Московского и всея Руси, Божией милостью Царя Иоанна Васильевича Грозного"; писатель Андрей Хвалин "От умолчания к искажению: О некоторых принципах и методах интерпретации общеизвестных летописных событий в современной церковно-исторической науке"; историк Вячеслав Манягин "Документальные свидетельства безосновательности сложившихся представлений о личности и так называемых "преступлениях" Царя Ивана Грозного"; диакон Евгений "О материалах вскрытия и обследования гробницы Царя Ивана Грозного в Архангельском соборе Московского Кремля в 1964 г." и Виктор Саулкин "Об иконах непрославленных святых: традиции написания, мироточение и почитание православным народом". Кроме того, помимо программы с докладом "К становлению Великой России" выступил известный общественный деятель Владимир Осипов.
Не все доклады были в равной степени интересны для взыскательного слушателя. Были и такие, где повторялись общие места, звучали неубедительные аргументы и за радикальностью выводов скрывались поверхностные знания об эпохе. Основательностью и знанием предмета отличались доклады Леонида Болотина, Сергея Фомина, Андрея Хвалина и Вячеслава Манягина. Интересным было сообщение диакона Евгения. Как обычно трогательным и одухотворяющим был доклад Виктора Саулкина.
"Русская линия" предполагает в скором времени опубликовать доклады Леонида Болотина, Андрея Хвалина и Сергея Фомина. Остальные доклады заинтересованный читатель найдет на сайте www.blagoslovenie.ru. Как заявили нам организаторы конференции, материалы конференции будут изданы отдельной брошюрой.
Конференцию в целом, несмотря на очевидную затянутость (она длилась около шести часов, а большинство докладов - более получаса, хотя регламент требовал 20 минут), можно считать успешной. Единственный существенный пробел: организаторам не удалось организовать живого заинтересованного обсуждения вопроса. Однако выбранная форма и не позволила бы сделать этого. Для дискуссии нужно организовать не конференцию, а круглый стол с вполне определенным числом участников более или менее компетентных в обсуждаемых вопросах.
По итогам конференции была создана редакционная комиссия в составе Болотина, Манягина, Мироновой, Самусенко, Сенина и Хвалина, которая намерена выработать резолюцию и текст обращения конференции.
Конференция завершилась заключительным словом игумена Митрофана и совместной молитвой. А на молящихся взирал Царь Иоанн Грозный с мироточивой иконы, которая находилась в келии недавно почившего старца протоиерея Николая Гурьянова, который еще при жизни благословил проведение этой конференции.
Анатолий Степанов,