По словам начальника департамента Рингольда Балодиса, его ведомству необходимо оценить, какое из двух проведенных 14 июля собраний членов РГСО было законным, а какое нет. Чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно опираться не только на латвийское законодательство, но и на каноны старообрядческой Церкви (РГСО принадлежит к ее поморскому беспоповскому согласию).
14 июля две группы старообрядцев провели два собрания. Причем сторонники нынешнего духовного наставника РГСО о. Иоанна Миролюбова провели собрание в стенах храма на улице Краста, а группа во главе с о. Алексием Каратаевым и депутатом сейма Павлом Максимовым собрались за воротами, т.к. вход в храм им преградили вооруженные сотрудники полиции. В результате оппоненты отстранили друг друга от должностей духовных наставников и членов Совета общины. Сразу же после конфликта обе стороны подали документы в департамент по делам религии, чтобы там признали единственной и полномочной исполнительной институцией РГСО именно одну из сторон.
Одна часть общины - члены Собора Древлеправославной Поморской Церкви Латвии - выбрали председателем Совета РГСО депутата Павла Максимова, а вторая часть общины - о. Иоанна Миролюбова.
6 августа Рингольд Балодис заявил, что департамент уже получил письмо от заместителя заведующего кафедрой теологии Российской академии государственной службы доцента Михаила Шахова - известного специалиста по старообрядчеству, прихожанина Преображенской поморской общины Москвы. Ученый утверждает, что сотрудничество о. Иоанна Миролюбова с Русской Православной Церковью (РПЦ) в лице единоверческого священноинока Петра (Васильева), а также участие старообрядцев в богослужении РПЦ являются прямыми нарушениями канонов старообрядческой Церкви. И в этом случае, полагает Михаил Шахов, "стоит уже говорить о смене конфессиональной принадлежности".
Михаил Шахов также указал, что все участники богослужения, которое состоялось 11-12 мая с участие единоверческого священнослужителя, автоматически теряют статус членов старообрядческой общины. По свидетельству доцента Михаила Шахова, в старообрядческой поморской Церкви имеются только два таинства - отпущение грехов и крещение, а на том богослужении, которое совершал о. Петр (Васильев) и в котором принимал участие о. Иоанн Миролюбов, совершались и другие таинства.
Чтобы выслушать еще одно авторитетное мнение, латвийский департамент по делам религии направил письмо в Московскую патриархию с просьбой пояснить канонический статус ритуалов, совершенных о. Петром при участии рижских старообрядцев.
Сам о. Иоанн Миролюбов признает, что о. Петр (Васильев) посещал РГСО и принимал участие в богослужении. Однако, утверждает о. Иоанн, гость не призывал прихожан переходить в другую веру. Иоанн Миролюбов заявил, что это была лишь "совместная молитва и не более того".
Бывший председатель Совета РГСО Илларион Иванов также заявил, что участие о. Иоанна Миролюбова в богослужении священника РПЦ является актом обращения в другую веру.
Глава департамента по делам религии Рингольдс Балодис считает, что конфликт приобрел "очень серьезный" характер, поэтому департаменту предстоит выступить в роли третейского судьи.
Портал-Credo.Ru