Позвонив в минувшее воскресенье Леониду Кучме, Владимир Путин вряд ли думал только о том, как совместно отметить день рождения своего коллеги. Он пригласил украинского президента в Москву, чтобы обсуждать и менее приятные вопросы. Уже в начале переговоров он отметил, что "товарооборот между двумя странами несколько упал", и предположил, что визит Кучмы в Москву продиктован пониманием этой проблемы. Чиновники рангом пониже были менее дипломатичны.
В среду, например, министр экономики и европейской интеграции Украины Анатолий Шлапак признал, что его страна потеряла в этом году до 30% своего экспорта в Россию.
Обсуждение проблем начали, как водится, с газа. Как известно, договоренность о создании газового консорциума была достигнута на встрече Кучмы и Путина в Санкт-Петербурге 9 июня. Консорциум по управлению украинскими газопроводами по принципу 50 на 50 должен был решить проблему воровства российского транзитного газа и помочь найти инвестиции для реконструкции важнейших для российского экспорта трубопроводов. Германия в лице канцлера Герхарда Шредера сразу же обещала стать стратегическим инвестором консорциума.
Однако пока совместно управлять "трубой" у Москвы и Киева не получалось. Москва считает, что должна войти в консорциум как собственник 50% акций газового хозяйства, а Украина допускает лишь "совместное управление", сохранив за собой собственность на газопроводы. Тем не менее в четверг президенты дали жесткие сроки своим министрам для окончательного решения всех спорных вопросов.
Путин и Кучма договорились, что учредительные документы газового консорциума будут подписаны 7 октября.
Как пояснил после окончания переговоров российский вице-премьер Виктор Христенко, документов будет два - межправительственное соглашение по стратегическому сотрудничеству в газовой отрасли и межкорпоративный документ между "Газпромом" и компанией "НафтоГаз-Украина".
Другая группа совместных проблем - нерешенные российско-украинские торговые споры. К старому конфликту вокруг труб - Москва защищает своих производителей и регулярно вводит ограничения на ввоз продукции украинских трубных заводов - добавились новые. Украина, как и Россия, решила заняться автопротекционизмом и ввела с 30 июля повышенную пошлину (32%) на ввоз российских автомобилей, которые занимают до половины украинского авторынка. Россия нанесла упреждающий удар и повысила пошлины на украинскую оцинкованную сталь. Не забыли ни о чем - Украина ввела запретительную пошлину на ввоз российских электролампочек, а в Москве обсуждали, как бы обложить по максимуму украинскую карамель.
Здесь также президенты достигли определенного компромисса - Россия снимет ограничения на поставки украинских труб, а Украина сделает то же самое в отношении "группы российских товаров".
Как пояснил Виктор Христенко, речь идет о 19 наименованиях российских товаров, но автомобилей среди них нет. Впрочем, для России это не слишком принципиальная уступка - наши автопроизводители продают на Украину лишь малую долю своей продукции.
Газета.Ru