- Какова была ваша первая реакция после прочтения обвинительного письма митрополита Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата?
У меня создалось такое впечатление, что всю деятельность Католической Церкви в России сложили в один ящик под названием "прозелитизм". В действительности же, мы больше несем пастырскую, нежели миссионерскую службу, что обусловлено отсутствием в стране необходимого количества священников и монахинь. Только в епархии Восточной Сибири насчитывается 50.000 католиков, а страна огромная. Ее территория в 28 раз больше территории Италии.
В данном регионе проживает 16 миллионов человек, и почти у миллиона из них имеются католические корни. Здесь проживают поляки, немцы, литовцы, корейцы, украинцы и белорусы... Я не думаю, что в настоящее время уместно настраивать людей друг против друга. По-моему, наоборот, пришло время сесть за стол переговоров. Вместе мы могли бы обсудить, что стоит за понятием "прозелитизм" и что собой представляет "миссионерская деятельность".
- В документе, обнародованном ОВЦС МП, митрополит Кирилл выдвинул обвинение лично против вас. Как вы ответили на это?
- В документе утверждается, что я, как вербист, изучал миссиологию в Риме, но это еще не означает, что я занимаюсь прозелитизмом. В нем так же говорится, что я ездил в Польшу, где встречался с архиепископом, который тогда руководил миссионерской комиссией. Действительно, я беседовал со многими епископами, потому что нам нужны священники. Однако, они нужны нам для пастырской работы с католиками, для занятий общественной деятельностью и для мирной работы со всеми христианами. Для нас распространение Евангелия означает приверженность Благой Вести Христа, а это вовсе не "прозелитизм".
- Есть ли, по-вашему, выход из этого тупика?
- Мы должны снова встретиться и поговорить. Только при помощи диалога можно прояснить различные вопросы и наладить отношения между двумя Церквами. Хотя вся общественная деятельность воспринимается как "прозелитизм", на самом деле это далеко не так. Работа, которую мы проводим с обездоленными детьми и взрослыми, живущими на улицах, бедными семьями, молодыми людьми, у которых нет будущего, наркоманами и людьми, зависимыми от алкоголя, должна расцениваться просто как дар помощи. Помощь, это все, что мы можем предложить друг другу.
- Как вы себя чувствуете в подобной ситуации?
- Не легко. Я, как епископ, был депортирован из страны за то, что служил людям, имеющим католические корни. Меня выдворили за оказание помощи бедным, за то, что я помогал тем, кто меня об этом просил. Неужели 46 священников, у которых достаточно много своей пасторальной работы, могут еще находить время для занятия "прозелитизмом"?! Более того, разве можно назвать "прозелитизмом" строительство церквей, когда все храмы были разрушены, отданы под музеи атеизма, концертные залы, больницы?
- Почему заявление митрополита Кирилла такое резкое?
- Я не знаю. Мне тоже очень трудно понять это. С другой стороны, хотя данный документ написан в очень резкой форме, по крайней мере, теперь мы знаем позицию Московского Патриархата, а это уже является положительным моментом. Я думаю, что данная ситуация является подходящей для начала диалога.
Представители Патриархата неоднозначно выразили свое мнение по поводу нашей деятельности, которую они рассматривают как "прозелитизм", а мы считаем нормальной пастырской работой Церкви. Но мы готовы подискутировать по этому поводу за столом переговоров.
- Сейчас вы живете в Польше. Собираетесь ли вернуться к своей миссии?
- В данное время это невозможно, так как мне отказано в оформлении визы. Святейший Отец по этому поводу лично обратился с письмом президенту Владимиру Путину, но ответа до сих пор еще нет. От имени Иоанна Павла II также была направлена дипломатическая нота протеста, но Ватикан и на это не получил пока официального ответа.
Правительство Польши так же направило ноту протеста, но и это не возымело эффекта. Я думаю, что президент Путин мог бы повлиять на ситуацию и тогда я, как епископ, смог бы вернуться и продолжить свою работу.
- На что вы надеетесь?
- Я надеюсь на скорую встречу Святейшего Отца и Патриарха Алексия II и на плодотворный диалог, который состоится между ними. Только в ходе диалога можно решать такие проблемы, которые имеют отношение к "прозелитизму" и пастырской деятельности как таковой.
Нам необходим плодотворный диалог. Я надеюсь, что вернусь в Россию и продолжу свою пастырскую работу и тесное сотрудничество с представителями Русской Православной Церкви.
Zenit / Agnuz