НА УКРАИНЕ ПРОШЛИ ТОРЖЕСТВА ПО СЛУЧАЮ 10-ЛЕТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ХАРЬКОВСКОГО СОБОРА 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

НА УКРАИНЕ ПРОШЛИ ТОРЖЕСТВА ПО СЛУЧАЮ 10-ЛЕТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ХАРЬКОВСКОГО СОБОРА

04.06.2002

Харьковский Собор архиереев Украинской Православной Церкви проходил 27 мая 1992 года. Его значение состоит в том, что впервые после десятилетий атеистических гонений и административных притеснений, несмотря на шантаж тогдашнего руководства страны, Собор православных епископов во весь голос заявил о праве Церкви быть свободной в свободном государстве, о недопустимости сохранения системы диктата и тотального контроля над жизнедеятельностью Церкви со стороны атеистических чиновников и спецслужб. Собор избрал митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) предстоятелем Украинской Православной Церкви.
1 июня на юбилейные торжества прибыли архиереи Украинской Православной Церкви, духовенство Харьковской епархии, гости со всей Украины. Празднование началось тожественной встречей Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Харьковском вокзале, продолжились в Благовещенском кафедральном соборе, где предстоятель Украинской Церкви совершил Божественную литургию в сослужении архиереев УПЦ и священников харьковской епархии.
Затем участники торжеств отправились в Свято-Покровский монастырь, где расположено Харьковское епархиальное управления. Здесь их торжественно встретили братия монастыря, руководители города во главе с мэром Харькова Владимиром Шумилкиным. Блаженнейший Владимир освятил памятную доску в честь Харьковского собора, открытую на здании епархиального управления, где 27-28 мая 1992 года и проходило это историческое событие.
Затем в зале собраний Харьковской епархии прошла конференция, посвященная юбилею. Участников торжеств приехал поздравить и губернатор Харьковской области Евгений Кушнарев, которому была вручена юбилейная медаль, изготовленная в честь 10-летия Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви.
В специальном обращении Священного Синода УПЦ по случаю юбилея говорится: "Харьковский Собор стал важной вехой в новейшей истории нашей Святой Церкви. В сложных политических условиях, в период становления новых реалий во взаимоотношениях между государством и Церковью, он помог нам избрать правильный путь жизни и деятельности. Грех раскола, учиненного бывшим митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко), ныне расстриженным и анафематствованным, грозил увлечь верующих в пропасть погибели и лишить всякой надежды на спасение. Раскол является тягчайшим грехом, который, по словам святителя Иоанна Златоустаго, не смывается даже кровью и приравнивается к ереси".
Харьковский Собор был созван старейшим по хиротонии архиереем Украинской Православной Церкви митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом, согласно святым канонам и Уставу об управлении Украинской Православной Церкви, поскольку бывший предстоятель митрополит Филарет (Денисенко) нарушил архиерейскую присягу и обещание перед Крестом и Евангелием. Священный Синод УПЦ подчеркивает, что "законность Харьковского Собора была подтверждена единодушием епископата и поддержкой подавляющего большинства духовенства и верующих Украины". Украинские архиереи также напоминают, что "наша Церковь пребывает в молитвенном общении со всеми Поместными Православными Церквами, подтверждением чему стало участие их представителей в праздновании 950-летия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры".
Ранее, 14 мая 1992 года, митрополит Никодим послал тогдашнему митрополиту Филарету письмо, в котором просил его выполнить свое обещание, собрать и провести Архиерейский Собор "ради мира в нашей Церкви". Но ответа не последовало. Первоначально Собор предполагалось провести в Киеве. Но Филарет, во время очередного звонка владыки Никодима, настаивавшего на созыве Собора, продолжал угрожать: "Имейте в виду, если вы приедете в Киев, вас побьют камнями, вы ног не унесете из Киева". Именно это обстоятельство и послужило единственной причиной тому, что было принято решение собраться епископам в Харькове. Угрозы были не безосновательны. Все хорошо помнили события первого Софийского побоища, которое показало, что для политиков-националистов, водворившихся в Киеве, нет ничего святого. Зная о тесных связях Филарета с политическими структурами и соответствующими государственными службами, от него можно было ожидать любых провокаций.
Каждый член Собора 1992 года подавал записки с именами трех кандидатов. В первом туре за митрополита Харьковского Никодима было подано 7 голосов, за митрополита Ростовского Владимира (Сабодана) - 13, за архиепископов Полтавского Феодосия (Дикуна), Житомирского Иова (Тывонюка), Ровенского Иринея (Середнего) - по 4 голоса, за архиепископа Черниговского Антония (Вакарика) - 3 голоса, за митрополита Винницкого Агафангела и архиепископа Одесского Лазаря (Швеца) - по 2 голоса. Перед вторым туром митрополит Харьковский Никодим взял самоотвод. Во втором туре митрополит Владимир получил 16 голосов. О своем избрании на Киевскую кафедру митрополит Владимир узнал в Финляндии, где возглавлял делегацию Русской Православной Церкви. Поздно вечером 27 мая на затянувшееся заседание конференции прибыл президент Финляндии с букетом цветов. Он приехал поздравить нового предстоятеля Православной Церкви в Украине. Сам митрополит Владимир о своем избрании узнал из вечернего выпуска новостей. Митрополит Владимир стал первым свободно и соборно избранным предстоятелем Украинской Православной Церкви. Определение Архиерейского Собора УПЦ о его избрании было с одобрением принято всеми Поместными Православными Церквями. Их предстоятели свидетельствовали об этом телеграммами, в которых выражали поддержку решений Харьковского Собора и признавали митрополита Владимира единственным законным Первоиерархом УПЦ.
Так, предстоятель Иерусалимской Церкви Блаженнейший Патриарх Диодор писал Святейшему Патриарху Алексию: "Еще раз высказывая нашу солидарность и полную поддержку Русской Православной Церкви, мы возносим наши ревностные молитвы от Святого Гроба, прося Господа нашего Иисуса Христа укрепить новоизбранного митрополита Владимира, как канонического главу украинских православных епархий и даровать ему м
В тот же день епископы Украинской Православной Церкви, собравшиеся на Архиерейский Собор, составили, подписали и обнародовали заявление, в котором, обеспокоенные судьбой Православия на родной земле, призвали обратить внимание всей полноты Православной Церкви, находящейся под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, на недостойное поведение бывшего предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Филарета. В Заявлении 16 архиереев Украинской Церкви перечислялись обвинения в адрес бывшего предстоятеля УПЦ, подкрепленные ссылками на каноны и дававшие исчерпывающую характеристику раскольническим действиям митрополита Филарета, за которые он подлежал лишению сана на основании 15 правила Двукратного Собора.
Состоявшийся на следующий день 28 мая 1992 года Священный Синод РПЦ на своем заседании рассмотрел положение церковной жизни Украинской Православной Церкви в свете решений Харьковского Собора. Священный Синод выразил согласие с решением Харьковского Архиерейского Собора, а также назначил для рассмотрения дела митрополита Филарета (Денисенко), бывшего Киевского и всея Украины, Архиерейский Собор кириархальной Церкви, дата созыва которого была определена на 11 июня 1992 года.
Осуществляя судебное разбирательство по делу митрополита Филарета (Денисенко), бывшего Киевского и всея Украины, Архиерейский Собор заслушал Заявление епископата Украинской Православной Церкви, которое, по сути, явилось судебным иском. Были засвидетельствованы следующие преступления Филарета: "авторитарные методы управления Украинской Православной Церковью и Киевской епархией, совершенное игнорирование соборного голоса Церкви, а также проявления жестокости и высокомерия в отношениях с собратиями по архипастырскому служению, клириками и мирянами, отсутствие сострадания и христианской любви;
образ жизни, не соответствующий требованиям канонов и бросающий тень на Церковь;
клятвопреступление, выразившееся в нарушении данного им перед Крестом и Евангелием на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 31 марта - 5 апреля с.г., обещания созвать Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви и подать на нем прошение об уходе с поста Предстоятеля Украинской Церкви;
сознательное извращение подлинных решений Архиерейского Собора РПЦ в своих публичных выступлениях, в том числе через средства массовой информации, хула и клевета на Архиерейский Собор и тем самым на Православную Церковь;
совершение священнодействий, в том числе рукоположений в сан диакона, пресвитера и епископа в состоянии канонического запрещения;
единоличное присвоение себе соборной власти, выразившееся в угрозе наложения прещения на архиереев, которые, действуя в соответствии со священными канонами и Уставом Украинской Православной Церкви, приняли на Архиерейском Соборе в Харькове 27 мая с.г. решение о смещении его с поста Митрополита Киевского и всея Украины и запрещении в священнослужении;
учинение раскола в Церкви незаконным рукоположением новых епископов и назначением их на кафедры, занятые каноническими архиереями, и иными преступными действиями". На основании проведенного судебного разбирательства было принято решение о извержении из сана митрополита Филарета (Денисенко), лишении его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире.
О своей поддержке этого решения высказались все Восточные Патриархи и главы других Поместных Церквей. Так, Константинопольский Патриарх Варфоломей сообщал: "Мы желаем братски сообщить Вашей любви, что наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодальное решение о вышесказанном, не желая доставлять никакой трудности Вашей Сестре-Церкви".
Поздним вечером 18 июня состоялась еще одна акция, показавшая истинное "христианское" лицо бывшего митрополита. Чувствуя за собой поддержку властей, он "благословил" разбойничье нападение на Киево-Печерскую Лавру накануне приезда в Киев Блаженнейшего Митрополита Владимира.
Событие, которое произошло в ночь с 18 на 19 июня 1992 года, стало первым и показательным примером действия, с помощью которого начал количественное расширение своей структуры бывший предстоятель. Порвав связь с каноническим Православием, Денисенко сделал ставку на националистически настроенные силы, среди которых особым рвением отличалась профашистская УНА-УНСО.
Православие в Украине / Православие.Ru



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме