Иоанн Павел II объявил блаженными двух пап: реформатора и ультраконсерватора В воскресенье при огромном скоплении верующих на площади Святого Петра папа Иоанн Павел II объявил блаженными двух своих предшественников: Иоанна XXIII, папу с 1958 по 1963 годы, и Пия IX, пробывшего на Святом престоле дольше кого бы то ни было - с 1846 по 1876 годы.
Решение понтифика вызвало разноречивую реакцию: Иоанн Павел II словно специально "подобрал вместе" двух пап, запомнившихся совершенно противоположным образом.
Иоанн XXIII (в миру - Анджело Ронкалли, родился в 1881 году) предпринял попытку глубоко реформировать католическую церковь, сделать ее адекватной послевоенному миру. Большую симпатию, даже у людей, далеких от католичества, вызывала и его деятельность в годы войны по спасению евреев от нацистских преследований. Так что решение о его беатификции практически никаких споров не вызвало.
Пий IX (Джованни Мария Мастай-Ферретти, родился в 1792 году) был последним папой - главой светского государства: в 1870 году Папская область вошла в состав единой объединенной Италии. В течение своего долгого, 32-летнего, понтификата он проявлял крайний консерватизм.
Пий IX провозгласил себя врагом любых политических реформ и идей, которые не соответствовали католической традиции. "Я - это и есть традиция", - заявил однажды он. Именно ему принадлежит догмат о непогрешимости Папы.
Кроме того, Пий IX проявлял нетерпимость к иноверцам, в первую очередь к римским евреям. Он возвел для них гетто, заставлял их насильно креститься, и был случай, когда один еврейский младенец был случайно окрещен, он настоял на том, чтобы ребенка отобрали у родителей и отдали в католическую семью.
Известно также, что, когда его хоронили, толпа попыталась отобрать тело и выбросить его в Тибр.
"Его много любили, но много и ненавидели и проклинали", - признал в своей речи Иоанн Павел II. Но, с его точки зрения, при всей разности этих двух пап их объединяет главное: они следовали канонам веры, то есть тому, что считали истинно христианским для своего времени, на считаясь с внешними обстоятельствами. Это-то, с точки зрения Святого престола, и есть добродетель, заслуживающая почитания.