ВМЕШАТЕЛЬСТВО ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

ВМЕШАТЕЛЬСТВО ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

13.02.2002

Заявление митрополита Тадеуша Кондрусевича
1. Исходя из того, что:
§ религиозные общины имеют право на самоорганизацию в соответствии с их иерархической и институциональной структурой;
§ долг Предстоятеля и епископов Католической Церкви - создать нормальные условия для пастырского попечения о верующих;
§ нормальной структурой для Католической Церкви согласно каноническому праву является епархия и митрополия (церковная провинция);
§ возведение российских временных Апостольских администратур в ранг постоянных епархий, имевшее место 11 февраля 2002 года, не нарушает действующее российское законодательство;
§ этот шаг, необходимый для католиков России, произведен с уведомлением властей и священноначалия Русской Православной Церкви в соответствии с общепринятой международной практикой - мы выражаем свое недоумение и серьезную озабоченность в связи с вмешательством во внутренние дела Католической Церкви в России, которое в последние дни становится все более очевидным.
Мы убеждены, что католики Российской Федерации имеют равные права с гражданами, исповедующими другие религии, а законное пользование этими правами ни при каких обстоятельствах не должно публично ставиться под сомнение и становиться предметом политических спекуляций.
2. Кроме того, мы считаем своим долгом публично опровергнуть не соответствующие действительности утверждения, содержащиеся в публичном Заявлением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 февраля 2002 г.
3. В Заявлении утверждается, что установленная в России форма <католической церковной жизни нетипична даже для католических стран, где обычно не существует церковных провинций, епархии которых реально управлялись бы митрополитом>.
Это утверждение неверно. Кодекс Канонического Права Католической Церкви определяет, что для содействия совместной пастырской деятельности различных соседних епархий и для благоприятствования надлежащим отношениям между епархиальными епископами отдельные соседствующие друг с другом епархии высшей церковной властью учреждаются в церковные провинции - митрополии (ср. Кан. 431).
Во главе митрополии стоит митрополит, которым является архиепископ управляемой им архиепархии. Эта должность связана с епископской кафедрой, определенной Римским Первосвященником (ср. Кан. 435). Митрополии есть и в дальнем зарубежье - Парижская, Вашингтонская, Пражская, Миланская, Варшавская (в одной только Польше - 13 митрополий), есть они в настоящее время и в странах бывшего СССР - Рижская, Минско-Могилевская, Вильнюсская, Каунасская, Львовская.
Другие епархии, входящие в церковную провинцию, называются "епархиями-суффраганами". Полномочия митрополита в них определяются Каноническим правом:
§ следить в них за соблюдением веры и церковной дисциплины и о злоупотреблениях ставить в известность Римского Первосвященника (ср. Кан 436 § 1);
§ с одобрения Апостольского Престола совершать каноническую визитацию в случае, если епископ суффраганной епархии ею пренебрег (ср. Кан 436 § 1);
§ назначать администратора вакантной епископской кафедры, в случае его неизбрания в течение 8 дней (ср. Кан 436 § 1);
Никакой иной властью в епархиях-суффраганах митрополит не обладает (ср. Кан 436 § 3).
4. В Заявлении Священноначалия РПЦ также утверждается, что "не существовало деления территории России на католические епархии".
Хотелось бы напомнить, что:
§ епархиальные структуры Католической Церкви существовали на юге России уже в XIV-XV в.в., а в XVII-XVIII в.в. действовала Смоленская епархия;
§ центром Могилевской митрополии была столица Российской империи - Петербург, а Тираспольской епархии - Саратов. Кроме того, в 1923 г. была учреждена Владивостокская епархия. Архиепископ Могилевский именовался митрополитом всех католических церквей Российской империи;
§ от создания Могилевской митрополии до приговоренного к смертной казни в 1923 г. с последующей высылкой из страны последнего митрополита Яна Цепляка кафедру в Петербурге занимало 27 иерархов;
§ на территории нынешней Калининградской области также существовали структуры Католической Церкви;
Таким образом, в современных границах Российской Федерации существовали католические епархии, митрополия со своими митрополитами и суффраганными епархиями.
5. Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что изменение статуса структур Католической Церкви в России и установление церковной провинции не может рассматриваться как создание новой католической структуры, параллельной Русской Православной Церкви.
Во-первых, епархии не берут своих названий от городов, где находятся их центры. Нет митрополита Московского или Российского, а есть митрополит в Москве.
Во-вторых, в Русской Православной Церкви есть, например, митрополит Вильнюсский и Литовский или Архиепископ Брюссельский и Бельгийский, Берлинский и Германский, и никто в Католической Церкви против этого не возражает, поскольку титулы митрополитов - внутреннее дело Православной Церкви, которая в соответствии со своими потребностями назначает архипастырей.
В-третьих - митрополит не имеет никакой реальной власти в других епархиях, ибо они автономны и управляются своими епископами.
6. В вышеупомянутом Заявлении в очередной раз содержится упрек в многочисленных фактах миссионерской деятельности католического духовенства среди российского населения. "Именно эту деятельность мы называем прозелитической и постоянно указываем на нее как на одно из основных препятствий улучшения отношений между нашими Церквами", - говорится в документе.
Мы, со своей стороны, на протяжении последних 11 лет призываем иерархов РПЦ перевести разговор в конкретную плоскость и начать, наконец, приводить конкретные факты прозелитизма католиков в России. Мы хотели бы знать, кто, где, когда, при каких обстоятельствах занимался или занимается прозелитизмом. К сожалению, об этом мы так до сих пор и не узнали, как не было ответа на наш призыв сесть за "круглый стол" для уточнения собственно термина "прозелитизм".
7. Несмотря на сложившуюся ныне достаточно напряженную ситуацию в отношения между Католической и Русской Православной Церквами, я надеюсь и молю Бога о том, чтобы диалог продолжался и был плодотворным. Уверен, что Католическая и Православная Церкви смогут вместе ответить на вызовы нашего времени для блага человеческой цивилизации.
Митрополит Тадеуш Кондрусевич,
Москва, 13 февраля 2002 г.
Информационный центр Конференции католических епископов РФ



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме