itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

ВАЛЕНТИН РУСАНЦОВ РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ

Из выступления "высокопреосвященнейшего" Валентина (Русанцова), именующего себя "митрополитом Суздальским и Владимирским", лидера раскольничьей РПАЦ, на I "Рождественских встречах в Суздале".

Религия 
0
151
Время на чтение 6 минут
Открывая нашу встречу, позвольте мне немного рассказать о себе. Я родился на Кубани, в Краснодарском крае. После войны так случилось, что мой отец вернулся без рук и без ног - инвалидом. Мать, узнав об этом, была очень потрясена и попала в больницу. Мне пришлось жить в детдоме. После детдома меня взяли православные катакомбные христиане. И вот до 1952 года я был у катакомбных "тихоновцев".
Те не признавали МП по известным причинам, и я так воспитывался. Очень хотел быть монахом, священником. Когда приходил катакомбный священник, - а они всегда по ночам приходили и служили, - я у него спрашивал: "Когда же Вы меня пострижете в монахи?" - "В следующий раз", - был ответ... Это "в следующий раз" повторялось и раз, и два, и пять, и десять, а потом мне это надоело, я пришел и говорю: "Батюшка, добрый вечер, я не буду задавать вопрос, видимо, в следующий раз Вы меня пострижете в монахи, а сейчас нет". - "Правильно, - говорит, - детка".
Я собрался и уехал в Грузию. В Грузии я служил в храмах, а потом вернулся домой, в Краснодарский край, к больной матери. Затем старцы, которые в то время еще были в Грузии, в горах, мне сказали: "Поезжай, иди в церковь служить". Я оказался тогда у митрополита Бориса (Вика), Краснодарского и Кубанского. Я очень красиво читал, был прилежен, и меня взяли. Вскоре я оказался в мужском монастыре в Одессе - там я был послушником, чтецом, трудился в трапезной, а потом меня взяли прислуживать патриарху Алексию (Симанскому). У него в Одессе была дача, где патриарх проводил каждый год по два-три месяца.
Однажды на эту дачу приехали архиереи из-за рубежа [архиереи Зарубежной Церкви], которых "мать-церковь" приглашала с распростертыми объятиями. В 1946 году, приехав в СССР, они очутились в лагерях, где и просидели до 1956 года. Вот, освободившись, они и приехали отдохнуть на дачу патриарха, где я с ними познакомился, после чего сразу уехал в Новосибирск. С этого момента, с 1956 года, я уже находился на службе в МП.
Будучи деятельным, везде стараясь жить для Церкви, ради Церкви, я стал самым молодым священником, самым молодым благочинным и получил множество наград... Уже будучи в Суздале, когда праздновалось Тысячелетие Крещения Руси, я был председателем оргкомитета Владимирской епархии.
Вопрос журналиста: Насколько я понимаю, Вы сначала закончили МДА?
Митр. Валентин: Да, закончил университет, семинарию, академию, кандидатскую защитил.
...В начале 60-х мы познакомились с архимандритом Алексием (Ридигером), нынешним патриархом, - мы с ним дружили лет 25. И он мне порекомендовал поехать в Суздаль. Он был управляющим делами МП, и вот, когда я в очередной раз у него был, он сказал: "Ты знаешь, приезжал Виллебрандс, католический кардинал, он был в Суздале, а там в очень плохом состоянии храм. Там 5 лет нет священника, обслуживает этот приход духовенство из владимирского собора, а город этот - центр туризма. Пожалуйста, если можно, поезжай, может быть, ты что-то восстановишь". Я приехал, посмотрел, было немножко страшновато... В 1973 году это было. С тех пор я здесь служу.
В конце 1980-х годов я впервые побывал в Германии и Америке с лекциями. Когда я вернулся из этой поездки, меня вызвал архиепископ Валентин (Мищук) и сказал: "Мне нужно, чтобы Вы написали отчет, где Вы были, с кем Вы были, какие вопросы были, где они работают, и прочее и прочее". Я с этими требованиями уже сталкивался, потому что я был все-таки здесь ответственным по приему гостей в епархии, но здесь мне было легче - когда меня спрашивали, требовали какого-то отчета, "литературы" так называемой, то я всегда говорил: "Есть сопровождающие, пусть они смотрят, а мне некогда - я готовлю", - и уходил от этого. А тут - специальная поездка в Германию и в Америку...
Когда я отказался писать отчеты, мне начали угрожать: "Если Вы не напишите, мы Вас уберем, выгоним, испепелим". Но я, имея "ангельский характер", сразу же ответил: "Владыка, я не понимаю, где я нахожусь - в кабинете на приеме у архиепископа, ангела Церкви, или же в кабинете какого-то КГБ?" Он говорит: "Потом узнаете". Долго мне не пришлось ждать. Меня сразу со всех должностей освободили, я остался только настоятелем храма. Но в конце концов меня освобождают и от настоятельства на этом приходе, хотя здесь я построил домик и две церкви отремонтировал, открыл заново. Меня перевели в Покров, и я повиновался, правда, очень расстроился и заболел, оказался в больнице. Однако против моего перевода встали верующие здесь - они стали ездить во Владимир, даже в Москву приезжали, чтобы меня возвратить. Четыре месяца это продолжалось, но меня не возвратили.
Народ - не только наши верующие, но и жители - знал, что я здесь сделал. Зная меня, они выдвинули меня в депутаты, чтобы меня не трогали, не перевели. После четырех месяцев борьбы как-то само собой возникло такое предложение: я сказал, что я был когда-то у катакомбных христиан, что есть такая Церковь Зарубежная и что, может быть, нам следует обратиться туда и перейти под ее омофор.
Вопрос: А какой результат был выдвижения в депутаты? Вы победили?
Митрополит Валентин: Конечно, я набрал 90 процентов голосов. Я и сейчас еще являюсь депутатом горсовета Суздаля. Это второй срок - с 1997 г. Первый был с 1990-го по 1994 гг. Вчера ко мне обратились с просьбой, чтобы я провел встречу с избирателями, отчитался за свою деятельность...
Так что, когда мы написали прошение о приеме в Зарубежную Церковь, нас приняли, - это был самый первый приход МП, который ушел из МП, поэтому здесь образовался российский центр Зарубежной Церкви. Через год меня вызвали в Америку, поговорили, пообщались, а вскоре пригласили в Бельгию - и там посвятили в сан Епископа. Это было 10 февраля 1991 года.
Поначалу МП признала мой сан - у меня есть даже письмо архиепископа Евлогия, который обращался ко мне как к "Епископу Зарубежной Церкви Валентину". В прошлом году приезжали ко мне из Владимира настоятель собора и протодиакон, секретарь епархии - в общем, 4 или 5 человек - с просьбой, чтобы я опять возвратился в МП. Они гарантируют, что я буду епископом здесь, в Суздале, может быть, викарным. Я, естественно, им сказал: "Не понимаю, для чего вы приехали и зачем я вам нужен. Меня МП лишила сана. Я сейчас для вас просто Анатолий Петрович Русанцов - гражданин, житель Владимирщины, как и все. Нас здесь полтора миллиона, почему вы ко мне пришли?" - "Мы хотим спасти Вашу душу". - "Ну, пожалуйста, спасайте полтора миллиона, спасайте души этих людей - я ведь лишен сана". И мне ответили: "Вы знаете, Вы ведь прекрасный историк, Вы знаете, что были соборы и лжесоборы, которые лишали сана, а потом возвращали. Вы не обращайте внимания, Вас опять восстановят в сане архимандрита, в сане епископа. Все будет, только Вы откажитесь от "раскола".
То же самое повторилось не так давно, когда начались новые гонения на нашу Церковь. В одной газете секретарь Владимирской епархии выступил: "То, что пишут о Валентине, - это не так страшно; самое главное - если бы он возвратился к нам обратно, тогда все можно простить, все можно понять". Это было написано в газете "Призыв" в прошлом году. "Но зачем я вам нужен? - хочется спросить. - Если я такой плохой, благодарите Бога, что я от вас ушел".
Вопрос: Митрополит Кирилл Смоленский и Калининградский настаивает, что в 1989 г. Совет по делам религий лоббировал Ваше рукоположение во епископа.
Митрополит Валентин: Я не знаю всех подводных течений, но я точно знаю, что в то время ни один архиерей, и даже патриарх, не могли поспорить с Советом по делам религий. И если бы, действительно, было такое предложение от Совета по делам религий, то они никогда бы не отказали. Противостояния не было. Это еще сейчас, может быть, а тогда - нет. Я почему-то в это не верю.
Помню, что когда меня в 1989 году вызывали на суд, на Священный синод, там были архиереи, был патриарх Пимен, но он уже в таком состоянии находился, что только улыбался, говорил: "Как Вы живете? Ну, Бог благословит, спасайтесь". Он даже не понимал, зачем его, бедного, посадили за стол. Вместо патриарха и синода меня судил Филарет Денисенко. Обращаясь ко мне, он говорил: "Вы, отец архимандрит, уже в таком возрасте, неужели Вы не боитесь греха? Вы не боитесь, что Вы не сегодня-завтра умрете? Как Вы предстанете перед Богом?" Затем вмешался Кирилл: "Вы оставьте, бросьте этих неформалов - переезжайте в Покров, и все будет хорошо у Вас". А я ответил: "Я не могу, они четыре месяца в лютые морозы за меня ходатайствовали, как я могу плюнуть людям в душу?" Кирилл говорит: "Батенька мой, какая душа? О чем Вы говорите? Вы всю этику христианскую перевернули с ног на голову". Ну, тут у меня "ангельский характер" сыграл, я повернулся, сказав: "Владыка, если Вам как архиерею неизвестно, что такое душа, то о чем мы будем говорить?" Другие члены синода говорят: "Отец архимандрит, все будет хорошо - покайтесь, принесите покаяние, поезжайте в Покров и все будет хорошо". В конце концов, Кирилл говорит: "Вы напишите отказ от этих старушек, своих верующих, и сделайте как Котляров (нынешний митрополит Санкт-Петербургский) - он был в Краснодаре, он подписал все и, смотрите, сейчас идет на повышение" (...).
Вертоградъ /
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04