К губернатору Вологодской области В.Е.Позгалеву обратились члены Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России) во главе с И.Антоновой, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина с просьбой не передавать Вологодской епархии Воскресенский собор. Эту просьбу поддержал межмузейный совет Вологодской области, считая, что в случае передачи собора "в худшую сторону изменится вся культурная атмосфера Вологды". Оба этих документа были опубликованы в местной прессе.
Воскресенский кафедральный собор был частью Архиерейского подворья (нынче его чаще называют Вологодским кремлем), в нем совершался монашеский постриг святителя Игнатия (Брянчанинова). Еще в 1993 г. Воскресенский собор был включен в перечень храмовых зданий и иных сооружений, которые епархия просила возвратить Церкви. Руководство области дважды подтверждало договоренность по этому вопросу. Ждали переезда в новое здание Центробанка, располагавшегося на Кремлевской площади напротив Воскресенского собора, чтобы перевезти в освободившееся здание галерею, а собор возвратить исконным хозяевам - Русской Православной Церкви. Центробанк выстроил себе новое здание, а галерея выезжать не торопится.
За лето в областных газетах появилось несколько публикаций, авторы которых (среди них - художник В.Корбаков, директор картинной галереи В.Воропанов и другие) пытаются доказать, что собор необходимо оставить галерее - "так исторически сложилось". Читателей пугают тем, что, заняв здание Воскресенского собора, епархия потребует себе и другие помещения Архиерейского подворья, в которых сейчас располагается музей-заповедник.
Но эти утверждения ни на чем не основаны. Известный русский писатель В.Белов, художник В.Страхов, историк А.Камкин и другие видные вологжане выступили с открытым письмом, разъясняющим истинное положение вещей. В.Страхов и В.Белов обратились в областную газету "Красный Север" и с отдельными публикациями: В.Страхов, член-корреспондент Российской академии художеств, призвал галерейщиков не препятствовать возвращению собора Церкви, а силы приложить к возведению современного здания для галереи - удобного, вместительного, специально оборудованного. В.Белов, размышляя над ситуацией, пришел к выводу, что она вполне вписывается в сегодняшнюю эпоху, характерную "во-первых, изгоном именно великой русской культуры, во-вторых, вечным бюджетным безденежьем, в-третьих, окончательным падением нравов в искусстве и в жизни".
Окончательно ли пали вологодские нравы - покажет то, как власти разрешат историю с собором. Найдут ли в себе силы выполнить обещанное или не смогут воспротивиться сторонникам изгнания из храма Божия тех, кто его строил и кому он по праву принадлежит?
"Православная Вологда"