Напомним, что в 1996 г. греко-католики впервые со времен Брестской унии вышли за границы Западной Украины и создали в Киеве Киево-Вышгородский экзархат. Теперь создается еще два - Донецкий и Одесско-Крымский. Если в случае с созданием экзархата в Киеве это можно было как-то оправдать наличием там небольшого числа выходцев из Галиции, то продвижения унии на восток, где униатов исторически не было, можно оправдать только стремлением распространить греко-католичество на всю Украину.
Заметим, что подготовка к этому проводилась еще до визита Папы. Украинский телеканал "1+1" сообщил о том, что бедным греко-католикам не разрешают построить свою церковь в Харькове. В дальнейшем, правда, выяснилось, что греко-католики хотели построить церковь не где-нибудь, а на территории больницы охраны материнства и детства.
О том, в какой спешке создавались два новых экзархата, говорит тот факт, что для управления ими еще не нашли экзархов.
Сообщение о создании новых экзархатов помещено во львовской газете "Поступ" от 7-8 июля 2001 г. на третьей странице. На 10 странице этой же газеты помещена обширная статья А. Юраша "Символический передел Восточной Европы... (Папа Римский отвоевывает Украину, а Алексий II -Белоруссию?...) Возникает вопрос: у кого Папа отвоевывает Украину? Разве она была когда-либо католической? Сам термин "отвоевывает" как-то не очень подходит для визита, пронизанного христианским смирением, как об этом говорили в Ватикане, а скорее подходит для инспекции на поле брани. Совершенно не понятно, у кого Алексий II должен отвоевывать Белоруссию? Разве она уже завоевана католиками? Или речь идет о перспективных планах? По крайней мере, автор видит в визите Алексия II в Брест "воинственный жест" по отношению к католическому миру.
Страна.Ru