Участники Выставки: Русская Православная Церковь, Духовное Управление мусульман Европейской части России, Конгресс Еврейских Религиозных Организаций и Объединений в России, Российская традиционная буддистская Сангха, Русская Православная Старообрядческая Церковь, Древлеправославная Поморская Церковь, Армянская Апостольская Церковь - Российская Епархия, Евангелическо-Лютеранская Церковь, Западно-Российский Союз Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, Российский Союз Евангельских христиан-баптистов.
Показательно, что не все религии, действующие на территории России, приняли в ней участие. Среди участников не оказалось католиков, мормонов и свидетелей Иеговы. Организаторы заявили, что приглашение принять участие в выставке было заблаговременно направлено архиепископу Кондрусевичу, тем не менее, они так и не откликнулись на эту мирную инициативу. Судя по этому Ватикан считает преждевременным переходить к мирным соглашениям с другими конфессиями, продолжая, в основном с помощью прозелитизма, энергично расширять католический плацдарм в России. Именно откровенный прозелитизм является характерным стилем деятельности конфессий, не пожелавших принять участие в новом экуменическом проекте.
В открытии выставки присутствовал Управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Солнечногорский Сергий, обратившийся с приветствием к организаторам, участникам и гостям:
Я, прежде всего, хотел бы поблагодарить устроителей выставки за первую, наверное, в новой России презентацию всех традиционных конфессий России. Вы представили то, что мы сделали за последнее десятилетие в истории России. В основном на выставке представлено то, чем мы должны были заниматься, но законодательно нам было запрещено в годы советской власти. Это в основном миссионерство, это издательская деятельность, это благотворительность.
Выставка замечательна еще и тем, что впервые в постсоветское время мы встречаемся вместе и представляем наши работы вместе. В советский период мы сотрудничали в основном в борьбе за мир, за разоружение, но мы были действительно друзьями. Потом был период очень не большой, после перестройки, когда мы, к сожалению, как-то все разъединились. А сейчас, слава Богу, мы понимаем, что у нас общие задачи, общие цели, что мы призваны консолидировать наше общество и по многим программам, особенно благотворительным, мы являемся сотрудниками, помощниками друг друга. За это мы благодарим Бога и за это мы благодарим наше Правительство, Президента, который предоставляет нам возможность разобраться в наших делах самостоятельно, без влияния правительственных структур, действительно делать то благословенное дело, которое мы все призваны делать на земле.
Я хотел бы поблагодарить руководство ОВЦ и тех людей, которые помогли нам осуществить это мероприятие. Думаю, что цель будет достигнута, потому что цель у нас одна - показать нашим людям, что религиозные деятели действительно с верой, с надеждой и с любовью к своему народу смотрят в будущее, в третье тысячелетие. С этим девизом мы входим в 21 век и надеемся, что открывшаяся выставка послужит укреплению нашего общества, созданию атмосферы патриотизма и доверия друг другу и доверию руководству нашего государства.
Отвечая на вопрос журналистов об опасности прозелитизма для мирного существования различных религий, владыка Митрополит сказал:
Проблема прозелитизма сложная и на этот вопрос очень трудно ответить. Сегодняшняя выставка учит и ее устроителей и посетителей уважать друг друга, уважать религиозные убеждения других. Я хочу напомнить опыт нашей России. Россия всЈ время прирастала землями, и никогда не было прозелитизма в России. Наоборот Церковью всегда, особенно при монархии, люди как бы связывались звеном или цементом с народами, которые присоединялись к России. Но в тоже время всегда уважалась местная религия, местная традиция. Мы с вами работаем уже многие-многие годы, и никогда у нас не было каких-то недоразумений, обид.
Я думаю, что сейчас вопрос прозелитизма имеет, может быть, скорее политический акцент, желание разделить наше расколотое общество ещЈ и по религиозным признакам. Если этого политического акцента не будет, если миссионеры будут уважать национальные, культурные, особенно духовные ценности России, то я думаю, что прозелитизма в России не будет. И ещЈ. Прозелитизм имеет только тогда место, когда, местное население готово его принять. Общество должно быть сплочЈнным, зрелым, духовно зрелым, в этом все мы заинтересованы. Будем стремиться создавать такие условия, которые помогут избежать нам зло прозелитизма.