ПРОДОЛЖАЕТСЯ БЕЗЗАКОНИЕ В ОТНОШЕНИИ БОЛЬШИНСТВА ПРАВОСЛАВНЫХ ЖИТЕЛЕЙ ЭСТОНИИ

0
67
Время на чтение 5 минут
24 января сего года Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата официально представила свой Устав для регистрации в Министерство внутренних дел Эстонской Республики. Этому предшествовали длительные консультации митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия, членов Синода и юристов Эстонской Православной Церкви с представителями МВД Эстонии. Замечания, высказанные правительственными чиновниками, были учтены в тексте документа.
Согласно закону Эстонской Республики О Церквах и приходах (§ 14. 1), для решения вопроса о регистрации уставов религиозных объединений установлен срок в 20 рабочих дней после подачи соответствующего заявления. Однако лишь три месяца спустя, 18 апреля министр внутренних дел Эстонии Т.Лоодус направил митрополиту Корнилию письмо, в котором неожиданно выдвинуты новые требования относительно пересмотра Устава.
Устав, принятый Собором Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в июне 2000 года и в августе представленный на регистрацию, уже подвергался переработке по настоянию МВД Эстонии, которое отклонило прежнюю редакцию документа в сентябре. Ранее под различными предлогами эстонские власти многократно отказывали в регистрации устава ЭПЦ МП, несмотря на заявления Премьер-министра Эстонской Республики М. Лаара о том, что правительство этой страны предпримет все возможное для скорейшего урегулирования юридического положения православных приходов, находящихся в каноническом ведении Московского Патриархата.
В письме министра Т.Лоодуса признание Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в качестве наследницы канонической Церкви, существующей в Эстонии с XI века, в 1920 году преобразованной в автономную Эстонскую Православную Церковь, а впоследствии несколько раз изменявшей свой статус, неправомерно обусловлено получением "соответствующего разрешения" от руководства ЭАПЦ - церковной структуры, находящейся в юрисдикции Константинопольского Патриархата и зарегистрированной Эстонским правительством в 1993 году. Кроме того, выдвинуты процедурные требования, предъявляемые, согласно Закону о Церквах и общинах, лишь ко вновь образующимся религиозным объединениям.
В связи с очередным отказом в регистрации Устава было созвано заседание Синода Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Позиция Синода изложена в письме митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия министру внутренних дел Эстонской Республики от 3 мая 2001 года.
Причиной фактического срыва переговоров об урегулировании ненормального статуса Эстонской Православной Церкви, как указано в этом письме, "является не чья-либо оплошность или недоработка, не выяснение вновь открывшихся обстоятельств, а определенная деятельность влиятельных лиц, занимающих деструктивную позицию". Предстоятель ЭПЦ МП с сожалением отмечает, что решение Министерства внутренних дел "провоцирует очередной виток напряженности в области межцерковных и церковно-государственных отношений", а также вредит политическому облику Эстонии в глазах международного сообщества. Митрополит Корнилий и члены возглавляемого им Синода убеждены: "Те, кто провоцирует конфликт, искусственно политизируя ситуацию... совершают действия, позорящие Эстонию".
"Вы в очередной раз пытаетесь принудить нас регистрироваться в качестве новообразованной структуры, - говорится в письме. - На наш взгляд, неизжитый балласт тоталитарного общества... у некоторых влиятельных лиц проявляется в этом стремлении подавить и унизить Церковь".
Предложенную в письме министра Т.Лоодуса "трехстороннюю встречу между представителями государства и духовными руководителями двух православных структур разных юрисдикций" митрополит Корнилий считает действительно необходимой и предлагает соответствующие шаги по ее подготовке. Однако результативной и уместной встреча духовных руководителей двух юрисдикций может стать лишь тогда, когда Церковь, возглавляемая митрополитом Корнилием, "приобретет, наконец, тот юридический статус, которого она была лишена в нарушение как юридических, так и канонических норм".
"Итак, препятствием для начала конструктивного процесса урегулирования конфликта является продолжающееся беззаконие в отношении большинства православных жителей Эстонии", - сказано в обращении главы Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата к министру внутренних дел. "В Вашей компетенции убрать с дороги этот камень преткновения. С нашей стороны было сделано все. Учитывая Ваши прежние рекомендации, Устав ЭПЦ МП был откорректирован, и на сегодняшний день, по нашему мнению, он соответствует законодательству Эстонской Республики".
К письму приложено убедительное юридическое обоснование тех параграфов Устава, с которыми Министерство внутренних дел Эстонии выразило несогласие.
Московский Патриархат рассматривает упорное нежелание представителей эстонского правительства урегулировать юридический статус Эстонской Православной Церкви как проявление открытой дискриминации верующих, сохраняющих каноническую связь с Матерью-Церковью.
Действия эстонских властей противоречат как законам Эстонской Республики, так и общепринятым нормам международного права. Должностные лица светского государства, в котором, согласно Конституции, все граждане, независимо от их вероисповедания, равны перед законом, пытаются вмешиваться в канонические проблемы юрисдикционной принадлежности, оказывая при этом явное предпочтение одной из двух существующих ныне православных церковных организаций. Структура, возникшая в Эстонии в 1993 году благодаря вмешательству Константинопольской Патриархии, пользуется благоволением и односторонней поддержкой светских властей, о чем без стеснения говорит ее руководитель, пытающийся диктовать свои условия для государственной регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. В число таких условий включаются изменения названия Церкви, ее канонического статуса и т. д.
Письмо министра внутренних дел Т.Лоодуса демонстрирует согласие Эстонского правительства с такой позицией, поскольку в нем признание очевидного факта преемственности регистрируемой Церкви по отношению к историческому Православию в Эстонии обусловлено несообразным требованием "разрешения" со стороны ЭАПЦ Константинопольского Патриархата. При этом игнорируется сознательный выбор подавляющего большинства православных жителей страны, принадлежащих к Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.
Даже процедурные претензии, выдвинутые в письме министра, не являются в действительности формальными. Требование нотариального заверения подписей учредителей относится, согласно эстонскому закону, лишь ко вновь учреждаемым религиозным организациям. Усилия представителей правительства на протяжении более чем семилетних переговоров о легализации ЭПЦ МП неизменно были направлены на то, чтобы представить Церковь, объединяющую сто тысяч православных христиан в Эстонии, как только что образованную религиозную общину и таким образом лишить ее возможности на законных основаниях владеть храмовыми зданиями и иным церковным имуществом, которым она ныне фактически пользуется.
Давление официальных властей не заставит верующих в Эстонии изменить выбор своей духовной и канонической принадлежности. Однако эти действия, по мнению многих общественных, религиозных и политических деятелей как в Эстонии, так и в России, нанесут неизбежный ущерб репутации эстонского государства и отрицательно повлияют на становление конструктивных отношений сотрудничества между народами наших стран.
Московский Патриархат не оставит без внимания систематическое нарушение прав своих верующих и, взаимодействуя со всеми здоровыми общественными и политическими силами как Эстонии, так и России, употребит все возможности для скорейшего и справедливого решения вопроса. Преодоление затянувшегося конфликта несомненно служило бы благу народов обеих стран. Кроме того, очевидно, что положение, при котором значительная часть жителей европейской страны в течение длительного времени не может добиться легального статуса своей религиозной общины, является вызовом цивилизованному сообществу и не может не вызвать озабоченности международных организаций.
ОВЦС МП
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 15:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48