- Владыко, мы, православные, прекрасно понимаем, что предстоящий визит Римского Папы Иоанна Павла II на Украину выходит за обычные рамки межконфессиональных отношений. Однако многие светские люди не видят в нем ничего особенно дурного: мол, Папа - уважаемый в мире человек, влиятельный политик, заручиться поддержкой которого престижно для руководства любой европейской страны. Почему же Русская Православная Церковь и ее неотъемлемая часть - Украинская Православная Церковь Московского Патриархата - выступает категорически против этого визита?
- Дело в том, что данный визит мыслится как важнейшая идеологическая и политическая акция. Несколько лет этот визит готовился бывшим министром иностранных дел Б.Тарасюком, яростным сторонником вступления Украины в НАТО (он лоббировал его, еще будучи послом Украины в странах Бенилюкса). Несколько лет назад Кучма впервые пригласил Папу, однако повторил приглашение уже после отставки Тарасюка. По инициативе человека с мрачной репутацией, депутата Тараса Черновола (сына лидера униатствующих диссидентов-националистов Вячеслава Черновола) создан общественный комитет по организации визита, который патронируется Украинской греко-католической (униатской) церковью.
Новый глава украинских греко-католиков Любомир Гузар заявил, что к визиту Папы он проводит внутреннюю реорганизацию с целью наращивания миссионерского потенциала. Символично, что обе раскольнические структуры - т.н. "Киевский Патриархат" и "Украинская автокефальная православная церковь" - поддержали визит Папы Римского, еще раз продемонстрировав, что они являются всего лишь сателлитами Греко-католической церкви и никакого отношения к Православию не имеют.
Визит Иоанна Павла II задуман как демонстрация исторического триумфа католицизма и исторического поражения Православия, ибо именно Юго-Западная Русь являла собой щит Православия против воинствующего католицизма. Это положение вошло в основу ее самоидентификации, стало стержнем ее культуры.
Планируется также превратить визит Папы не только в конфессиональный, но и цивилизационно-культурный триумф католицизма - триумф новой идентичности, призванной сокрушить традиционное православное самосознание Юго-Западной Руси - Малороссии. Он планируется как победа галицийско-украинской идеи, мессианской идеи западно- христианского прозелитизма.
Ее идеолог, униатский митрополит Андрей Шептицкий, лучше других сформулировал эту идею в начале XX века: "Украинцы - лишь орудие Божественного промысла, призванные вырвать Христианский Восток из клещей ереси (т.е. Православия. - еп. Ипполит), водворить его в лоно Апостольского престола (т.е. Ватикана. - еп. Ипполит) и европейского сообщества". Папа должен совершить на Украине канонизацию вышеупомянутого митрополита Андрея Шептицкого, идеолога геноцида галицких русофилов на рубеже XIX-XX веков, автора печально знаменитой аналитической записки австрийскому императору Францу-Иосифу "О мерах по отторжению Русской Украйны от России". Важнейшей мерой "Записке" названо отделение Киевской митрополии от Русской Православной Церкви, создание "Киево-Галицкого Патриархата" и постепенное подчинение его Ватикану.
Процитирую важнейшие пункты "записки Шептицкого": "Как только победоносная Австрийская Армия вступит на территорию Русской Украины, нам предстоит решить тройную задачу - военной, правовой и церковной организации края для того, чтобы эти области возможно полнее отторгнуть от России (...)
Очень точную характеристику Шептицкому дал царь-мученик Николай II, который, ознакомившись с деятельностью Шептицкого, назвал его "аспидом". Вот такой "святой" появится скоро у латинян!
Вероятно, что к "туфле Папы" должна быть положена и реализация этого завета Шептицкого. Наверняка к визиту понтифика будет приурочена новая попытка расчленения Русской Православной Церкви и создания "Независимой Украинской церкви" - путем вмешательства известного своей прокатолической ориентацией Константинопольского Патриарха Варфоломея, которого называют не иначе как "троянским конем" православного мира, - через объединение раскольнических группировок "КП" и "УАПЦ" и попытки навязать канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата участие в этом объединении. Естественно, такое объединение будет абсолютно нелегитимным с православно-канонической точки зрения. Оно не будет принято не только Русской Православной Церковью, но и всем православным миром.
Задавая свой вопрос, вы назвали Папу Римского "уважаемым человеком". Так вот, позвольте спросить, почему этот уважаемый человек, который в последнее время взял за правило просить прощения у всех подряд - у иудеев, у американских язычников и т.д., награждает мэра Львова Василия Куйбиду католическим орденом именно в тот период, когда во Львове происходят устраиваемые галицийскими пронацистскими группами массовые погромы и беспорядки (имевшие поводом трагическую смерть поп-композитора Игоря Билозира), во время которых звучали призывы к депортации русского населения города.
Я уже не говорю о более чем тысяче захваченных в последнее пятнадцатилетие православных храмов в Галиции, о чем неоднократно говорил и Святейший Патриарх Алексий. За все это Папа и не думает извиняться.
Сторонники папского визита, в частности, Александр Щипков в московской газете "НГ-Религии", выдвинули в связи с этим совершенно циничную версию (меня не удивляют панегирики униатам и Папе в львовских шовинистических изданиях, но шокирует пропаганда аналогичных взглядов в московской либеральной прессе, а также выступления таких предателей Православия, как протоиерей Иоанн Свиридов, на прокатолическом радио "София" в Москве. Для нас, тех, кто не стесняется своего общерусского самосознания - Великая, Малая и Белая Россия составляют Святую Русь - это выглядит как удар в спину). Так вот, там утверждается, будто конфликт между православными и греко-католиками в Галиции исчерпан, поскольку практически не осталось "горячих точек" - храмов, находящихся под угрозой захвата.
Считаю, что подобная точка зрения пропагандируется с единственной целью - навсегда закрепить итоги разгрома Православия на Галицкой Руси. Нам предлагают согласиться с итогами этих массовых захватов, сопровождавшихся массовыми избиениями православных христиан с применением слезоточивого газа, дубинок, фактически признать поражение Православия. А визит Папы - это результат этого поражения. Я категорически не согласен с такой позицией. Верю, придет время, и мы на законных, правовых основаниях рассмотрим вопросы и о том, кому должны принадлежать храмы, и о наказании тех, кто применял насилие и противоправные действия. Церковь надо защищать. Если признать поражение, наши противники, чувствуя безнаказанность, пойдут еще дальше. Собственно, они чувствуют безнаказанность.
Планируемый как триумфальный визит Иоанна Павла II готовится с колоссальным размахом. По словам вице-премьера Украины Николая Жулинского, известного противника канонического Православия, в программу визита могут войти обращение Папы к украинскому народу, которое должно транслироваться в прямом эфире на весь мир, литургии латинского и византийского обрядов, проведение заседания Всеукраинского Совета Церквей при участии Папы, встреча понтифика с деятелями украинской науки, образования, культуры, руководителями центральной и региональной властей и общественных организаций. Ожидается прибытие во Львов более двух миллионов католиков. Появилась информация, что власти готовы предоставить паломникам льготный проезд - это когда не хватает денег на зарплаты и пенсии!
Потрясающие заявления делает вышеупомянутый Жулинский, который утверждает, что визит Папы Римского на Украину "станет бесспорным свидетельством утверждения авторитета нашего государства в мире и послужит делу дальнейшего объединения украинского общества и национального примирения". В свете сказанного выше это высказывание выглядит вызывающе циничным. Обращает на себя внимание следующий факт - Жулинский является фактическим идеологом создания т.н. "Украинской поместной церкви" и дрейфа в сторону Константинопольского Патриарха. Его панегирик Папе - еще одно доказательство того факта, что сама идея автокефалии, как и "самостийнический" политический проект, является не народным, национальным делом, а искусственным образованием, сфабрикованным в "ватиканских лабораториях".
Другой член правительства, министр иностранных дел Анатолий Зленко заявил 23 января в этой связи: "Я думаю, что каждая конфессия может делать соответствующие заявления, но президент Украины приглашает Папу посетить Украину с государственным визитом. Так что, с одной стороны, это будет государственный визит, а с другой стороны - визит пастырский". Таким образом, он проигнорировал позицию доминирующей конфессии государства - Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, объединяющей более 35 миллионов верующих.
- Как известно, президент России, несмотря на беспрецедентное давление, не пригласил Римского Папу в Россию. Как вы оцениваете этот поступок?
- В данном случае Путин поступил как национальный лидер православного русского народа. Ни о каком визите Папы в Россию не может быть и речи. Аргументов я привел достаточно. Президент Путин, в отличие от украинской власти, считается с точкой зрения Русской Православной Церкви и уважает ее. Откровенно пренебрежительные заявления членов правительства по отношению к Православной Церкви, подобные тем, что высказал Зленко, в России невозможны, не говоря уже о действиях того же Жулинского со товарищи, которые позволяют себе откровенное вмешательство в церковные вопросы.
Практически во всех "цивилизованных" странах имеют место откровенные гонения на Православие. Посмотрите, что происходит в Греции, где архиепископ Христодул собирает стотысячные митинги в защиту прав Церкви, которые попросту игнорируются пронатовским правительством, или Болгарию, где проамериканская власть попросту поддерживает раскол. Об Украине я вообще не говорю. Таким образом, все надежды обращены на Россию. В свою очередь любые проволочки в деле создания новой "симфонии" Церкви и государства (типа борьбы "профессиональных атеистов" против введения кафедр богословия в вузах) дискредитируют Россию как центр православного мира и наносят ей таким образом колоссальный урон.
Но я сознаю, какая невидимая, но напряженнейшая борьба ведется за воцерковление власти в России. Мы внимательно наблюдаем за этим.
Страна.Ru