"Ныне все мы в духовной радости вкупе со ангелами согласно славим Всеблагого Бога, показавшего нам свет разума, и вместе с вифлеемскими пастырями благоговейно поклоняемся мысленному Солнцу правды, нас ради рожденному от Девы Богомладенцу Христу".
"Проникшись светлым духовным настроем этих святых дней", Патриарх поздравил Папу Римского "с великим праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и с вхождением в третье тысячелетие благости Божией".
"Желаем Вам многих милостей Божиих, неизменно пребываем к Вам с любовью о Христе родившемся", - пишет Святейший Патриарх в заключение послания.
Отношения между Русской Православной и Римо-Католической Церквами за последнее время были омрачены все усиливающимся католическим прозелитизмом на канонической территории Русской Церкви, поддержкой Римским престолом агрессивной политики униатов на Украине, где во многих областях православные
остались без своих храмов. Намеченный на 2001 год визит папы на Украину, который не был согласован с единственной канонической Церковью на Украине - Украинской Православной Церковью (МП) может привести еще большему ухудшению отношений между Церквами. В настоящее время диалог между РПЦ и
Римо-Католической церковью приостановлен, и в дальнейшем, не обещает каких-либо существенных перспектив из-за нежелания католической стороны идти на уступки по вопросам прозелитизма и поддержки униатства.
Между Церквами отсутствует евхаристическое общение, многие авторитетные православные богословы, например, такие как профессор Московской Духовной Академии А.И. Осипов, считают католическое учение еретическим, т.е. противоречащим церковным догматам. Такие явления, как обмирщение, секуляризация,
чрезмерная уступчивость идеологическим модам "века сего" стали в последнее время преобладающими в Католической церкви. С изданием в последние годы в нашей стране большого количества книг, содержащих биографии католических святых, стало очевидно, что опыт духовной жизни православных и католических
святых во многом диаметрально противоположен. Вот, например, откровения святой, которая возведена в католицизме в высший ранг святости (учитель Церкви) Терезы Авильской (XVI в.): "Часто Христос мне говорит: Отныне Я - твой и ты - Моя. Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение. В них
боль и наслаждение вместе. Эта рана сладчайшая...". Другая великая католическая святая блаженная Анджела (ум. в 1309 г.) в Кресте Христовом видела брачное ложе, а "Христос" делает Анджеле любовные признания типа: "Я не на шутку полюбил тебя". В православной традиции к подобным переживаниям приложимо
понятие "блудной прелести". Традиции духовной жизни, которые являются самой важной стороной жизни Церкви, в Православной и Католической Церквах со временем все более расходились и в настоящее время во многом являют собой две крайности. Сближение Католической и Православной Церквей представляется
вряд ли возможным в силу целого ряда причин, но если бы такое сближение и было возможно, то ничего позитивного для Православия оно бы не принесло, и только подстегнуло бы процесс обмирщения Русской Церкви и развитие в ней других негативных процессов.
Русская Православная Церковь придерживается чрезвычайно осторожной политики в контактах с католиками. Опыт сближения, проделанный усилиями митрополита Никодима Ротова) в конце 70-х годов, привел к печальным последствиям и отрезвил многих в церковной среде.
И все же такая позиция не означает враждебности к католикам, и Патриарх Алексий II продолжает проявлять христианскую любовь к Римскому епископу, надеясь на то, глава католиков, наконец, также проявит христианское отношение к Русской Православной Церкви
Страна.Ru