Сердечно приветствую исследователей и ученых, которых привело на этот симпозиум, проходящий в Юбилейный 2000-й год от Рождества Христова, желание разносторонне и глубоко рассмотреть величайшее значение Православия в национальной культуре, в культурах других народов России и за пределами Отечества
нашего.
Впервые в уходящем веке с объективных научных позиций этнографам совместно с историками, краеведами, фольклористами, искусствоведами, культурологами, философами и социологами предстоит осознать культурно-историческое, этнографическое и этнологическое достояние российской науки, которое неотделимо от
свидетельства о торжестве Православия в различных сферах общественной жизни, о судьбоносном влиянии истин Христовой веры на развитие духовной и материальной культуры русского и других народов. Такое свидетельство явится результатом не только ответственного и фундаментального исследования, но и
открытого научного признания роли Православия в исторических и современных судьбах России. Стремление восполнить пробелы, образовавшиеся во всех гуманитарных знаниях (в этнографической науке, к примеру, запрещалось изучение роли Православия в массовом религиозном сознании и образе жизни), будем
надеяться, приведет к воссозданию картины подлинной народной церковности.
Однако присутствие Православия в повседневном бытии нашего народа - от святого угла с иконами в доме и чередования постной и скоромной пищи до неутолимой жажды в церковных Таинствах (особенно Крещения, Венчания и Соборования) вне зависимости от идеологической погоды, до постижения духовных высот
милосердия и покаяния - не могло и не может быть изъято или регламентировано никем. Ибо утвердил "святую православную веру православных христиан" Сам Господь "во век века". Именно народное исповедание веры и верности Христу обусловило тот подъем православного благочестия, который мы с благодарностью
Богу переживаем сейчас.
В связи с проведением настоящего симпозиума необходимо вспомнить и о трудах священнослужителей Русской Православной Церкви, чей миссионерский, проповеднический и ученый подвиг непрестанно сопровождался внимательным изучением народов, которым проповедовалась спасительная евангельская весть. Науке
известны этнографические изыскания святителей Иннокентия (Вениаминова) и Николая (Касаткина), преподобного Макария (Глухарева), митрополита Евгения (Болховитинова), архиепископа Димитрия (Самбикина), архимандрита Антонина (Капустина), протоиерея Василия Вербицкого и священника Павла Флоренского;
деятельность русских духовных миссий на Святой Земле, в Сибири, Китае, Корее и на Ближнем Востоке; труды историко-археологических и историко-этнографических епархиальных комиссий и комитетов, а также братства святителя Гурия, в котором сотрудничали педагоги Казанских университета и духовной
академии.
Залогом дальнейших добрых отношений церковной и академической науки должны стать и уже имеющийся современный положительный опыт соработничества и гармоничный пример научно-этнографического сотрудничества прошлого века. Тогда Императорской Российской академией наук и отечественными научными
обществами через духовные консистории - центры епархиального управления - распространялись по всей России программы этнографических обследований, а среди собирателей материала на местах, было немало священников. Работы многих из них, опубликованные и хранящиеся ныне в архивах, служили и служат
ценным источником достоверной информации для многих поколений ученых.
Позвольте пожелать участникам международного симпозиума благословенной Божией помощи в работе конференции, трудах и творческом поиске, дабы, "собрав расточенное", принести свои труды, свой малый дар днесь Родившемуся Спасителю мира.