История православия в Японии уходит корнями во вторую половину 19-го века, когда в 1861 году в город Хакодате на северном и ближайшем к территории России японском острове Хоккайдо, где открылось первое консульство Российской империи, по решению Святейшего Синода Русской православной церкви прибыл иеромонах Николай (в миру - Иван Касаткин). Изучив японский язык, он занимался переводом Евангелия, активно проповедовал по всей стране на протяжении полувека, строил православные храмы и молитвенные дома. Именно благодаря владыке Николаю в центре Токио был построен Кафедральный собор Воскресения Христова, который японцы в знак уважения к первому проповеднику православия предпочитают называть его именем "Никорай-до" ("Собор Николая"). в 1970 году святитель Николай (Касаткин) был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
В годы второй мировой войны и послевоенные годы православие в Японии столкнулось с серьезными трудностями. Митрополита Сергия Тихомирова третировали и даже на волне шпиономании посадили в тюрьму, где он скончался за несколько дней до конца войны. После его смерти власти не давали въездных виз епископам из России, и вместо них приезжали епископы из Америки, которые не были под юрисдикцией Московского Патриархата. Стремясь избежать раздоров, Московский Патриархат в 1970 году даровал японской православной церкви автономию, означающую. Предстоятелем Японской автономной православной церкви в начале 70-х годов стал священнослужитель-японец - архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии Феодосий.
После кончины в мае 1999 года митрополита Феодосия встал вопрос об избрании нового главы Японской церкви. Кандидатами стали три священнослужителя-японца - епископ Иокогамский Петр, епископ Киотосский Даниил и епископ Сендайский Серафим. Все трое предстали перед Священным Синодом Русской православной церкви, были пострижены в монахи в Троице- Сергиевой лавре, а затем поочередно минувшей осенью и в январе были рукоположены в епископский сан Патриархом Алексием II. 4 марта нынешнего года на состоявшемся в Токио ее чрезвычайном Поместном соборе новым предстоятелем Японской автономной православной церкви был избран епископ Иокогамский Петр (Арихара). Для участия в соборе в Токио находился председатель отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Однако в апреле епископ Петр был вынужден подать в отставку по состоянию здоровья. Его рапорт, отправленный в Москву, подписал Патриарх Алексий II. 10 мая епископ Петр скончался.
6 мая в Токио был вновь созван чрезвычайный Поместный собор Японской автономной православной церкви, на котором новым предстоятелем был избран епископ Киотосский Даниил (Нусиро). 14 мая Патриарх Алексий II возвел его в сан Митрополита Токийского и всея Японии. Интронизация произошла в Кафедральном соборе Воскресения Христова в Токио.
По данным Японской автономной православной церкви, по всей стране насчитывается примерно 30 тысяч верующих и около 150 православных храмов и молитвенных домов.
Связующим звеном между Русской православной церковью и Японской автономной православной церковью, которые поддерживают очень хорошие отношения, служит открывшееся в Токио в 1970 году подворье Московской Патриархии. Настоятелем подворья является протоирей Николай Кацюбан, который был командирован в Японию отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата. Среди прихожан подворья - не только проживающие в Японии российские граждане, но и православные японцы, болгары, греки. Службы на подворье совершаются как на русском, так и на японском языках, тем более, что некоторые священнослужители и певчие - японцы. Кроме того, Московский Патриархат имеет приход в Хитати в ста с лишним километрах от Токио. В его ведении находится также часовня на русском кладбище в Нагасаки. Подворье не имеет собственного храма в Токио и располагается по сути дела в обычном доме, и в настоящее время идет сбор пожертвований на строительство храма подворья.
ИТАР-ТАСС