ПЛЕНУМ СИНОДАЛЬНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОМИССИИ 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

ПЛЕНУМ СИНОДАЛЬНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОМИССИИ

20.03.1999

9-10 марта 1999 года в Московской духовной академии состоялся V пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви с темой "Православное богословие на рубеже тысячелетий". Участники пленума, среди которых - архиереи Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники Синодальных учреждений, ректоры духовных школ, ведущие богословы Русской Православной Церкви, - собрались, чтобы, как было сказано в одном из выступлений, начать процесс "подведения богословских итогов века", сформулировать основную тематику и круг проблем современного православного богословия и определить важнейшие направления по его развитию на основе верного следования Преданию Церкви и святоотеческой традиции.
С основным докладом по теме пленума выступил председатель комиссии - Высокопреосвященный Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси. В его выступлении, в частности, говорилось о том, что русское богословие, прошедшее непростой исторический путь, глубоко укоренено в Предании Церкви, живет им, свидетельствуя на языке своего времени неизменную и данную в Божественном Откровении веру Церкви. В докладе также сказано об особой судьбе русского богословия, в развитии которого произошла историческая встреча с Западом и творческое соединение различных традиций на основе следования святоотеческому преданию. Особое место было уделено в выступлении теме западных влияний и их преодолению в русском богословии, возвращении к святоотеческому духу и методу в богословской науке. Высокопреосвященный митрополит Филарет отметил, что рубеж веков настоятельно ставит вопрос о формах несения православного свидетельства в третьем тысячелетии.
Лейтмотивом выступления практически всех участников последовавшей дискуссии стало приближение двухтысячелетия со дня пришествия в мир Спасителя, окончание XX века - века тяжелых испытаний для Русской Церкви, но и, в то же время, века расцвета русского богословия. В этой связи была поставлена задача критического анализа результатов развития православного богословия XX века, а также задач православного богословия на рубеже веков. Профессор протоиерей Василий Стойков подчеркнул, что настоящий пленум только начинает процесс исследований по данной теме. Участниками пленума был предложен ряд конкретных мер по развитию православной богословской науки, включая научные исследования, публикации, проведение семинаров и конференций.
Вопросу развития отечественного богословия было посвящено и выступление Преосвященного Евгения, епископа Верейского, ректора Московской духовной академии, председателя Учебного комитета. В своем докладе он подчеркнул, что развитие православного богословия в значительной степени связано с деятельностью духовных школ и что проводимая в настоящее время их реформа должна оказать положительное влияние на повышение уровня подготовки будущих богословов Русской Православной Церкви.
О связи православного богословия и миссии говорилось в выступлении Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского отдела. Сегодня задача осуществления миссии Православной Церкви как никогда актуальна, и богословский ее анализ будет иметь большое значение в ее развитии и укреплении. С другой стороны, практически всякая богословская проблема должна рассматриваться в миссиологической перспективе.
В связи с темой развития регулярной богословской дискуссии в Русской Православной Церкви прозвучал и доклад протоиерея Владимира Воробьева, ректора Свято-Тихоновского богословского института, о научно-богословской работе института и о регулярно проводимых им богословских конференциях.
Священник Всеволод Чаплин, секретарь ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества, рассмотрел в своем выступлении богословские аспекты современной социальной тематики в связи с отношением к ней Церкви.
Члены богословской комиссии подчеркнули, что для явившего свое вселенское призвание и значение русского богословия XX века тема отношений и диалога с инославием является центральной. Поэтому важнейшей задачей современного православного богословского служения является свидетельство инославию о Православной Церкви как о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о сокровищнице Предания Церкви, свято и нерушимо хранимого Православием со времен апостольских. В этой связи специальное заседание пленума было посвящено теме отношения Русской Православной Церкви к инославию. Члены комиссии выразили единодушное мнение, что важнейшей задачей современного богословского служения является свидетельство инославию о православной церкви как единой, святой и соборной апостольской церкви.
Сотрудник секретариата по межхристианским связям отдела внешних церковных сношений Владимир Шмалий выступил с информацией о состоянии отношения русской православной церкви со Всемирным советом церквей. Было высказано мнение, в частности, что "в условиях обеспокоенности православных верующих недопустимыми для православного сознания тенденций в отдельных инославных обществах - членах Всемирного совета церквей, пасторский долг и соображения церковной пользы ставят вопрос о целесообразности продолжения членства Русской Православной Церкви в данной организации".
Критический анализ современного состояния диалога Православной Церкви с дохалкидонскими церквами был дан в выступлении протоиерея Валентина Асмуса. В ходе обсуждения доклада участники пленума пришли к выводу о том, что богословский диалог
В современном "православном" богословии митрополита Филарета, протоиерея Василия Стойкова и пр. есть множество совершенно необъяснимых дыр. Так, например, ими не так давно был введен в богословие новый термин "дохолкидонские церкви" вместо Святоотеческого определения "монофизиты" с целью завуалировать еретическую сущность этой древней конфессии. Вообще деятельность Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви сводится чаще не к раскрытию Божиих Откровений для верующего народа, а, скорее к сокрытию униальных и экуменических планов некоторой части епископата РПЦ



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме