В этом свете уже не кажутся голословными призывы Вселенского патриарха Варфоломея II войти в третье тысячелетие объединенной церковью, уврачевавшей раскол XI века и соединившейся под омофором римского папы. Кстати об этом же говорит недавно промелькнувшее сообщение о собеседованиях католиков и лютеран. По мнению кардинала Эдварда Киссиди последние проблемы между двумя конфессиями, касающиеся вопроса "оправдания", несомненно будут преодолены в 1999 году.
"Братания" же на уровне мирян давно уже начались. Для напоминания своей пастве о том, что между католиками и, скажем, англиканами есть разница, католическим епископам пришлось составлять специальное послание-разъяснение. Показателен пример президента США Билла Клинтона: он, будучи протестантом совершенно не разбирает храмов и причащается в любом, где пустят.
Можно предположить, что крайним сроком объединения установлен 2001 год, тем более, что юлианская и григорианская пасхи в этом году совпадут по времени. Вряд ли остановят планы экуменистов и тот факт, что абсолютное большинство православных в России никогда не примут григорианского календарного стиля. Не остановятся "объединители" и перед угрозой раскола православных. Наоборот, желая властвовать, будут разделять верующих. Провоцируя раскол православных, экуменисты из ВСЦ цинично попирают свои же призывы к объединению всех церквей.
Ассамблея ВСЦ высветила и другую, не менее острую проблему. Полноправного участия в экуменическом форуме требовали гомосексуальные и гетеросексуальные христианские организации (рука не поднимается назвать их собрания церквями даже в протестантском понимании этого слова). Несмотря на положительные рекомендации исполнительных органов ВСЦ, ассамблея оказалась не готовой принять содомитов в свой круг. Для протестантов, а они составляют решающие большинство ВСЦ, гомосексуалисты-христиане являются неразрешимой проблемой. У лютеран нет догматических оснований отказать содомитам в общении, так как по лютеровой теории оправдания, все люди спасаются верой, и этого, то есть веры во Иисуса Христа достаточно для обретения Царствия Небесного. А содомиты говорят, что они верят, а значит ни чем не хуже лютеран или кальвинистов. К признанию содомитов подталкивает западных христиан и общая для современного западного общества тенденция к легализации этого смертного греха.
Перед Православными Церквями стоит непростая дилемма: продолжать идти по пути экуменизма и, в конце концов, совсем потерять себя, как свидетелей истины Христовой перед безбожным миром, как хранителей полноты истины и спасающей благодати Божьей, или решиться бежать от мира, обрекая себя на изоляцию и вражду со всех сторон. В отсутствии государственной поддержки следование этим путем будет для православных тяжким подвигом исповедничества, а возможно и мученичества.