КОНФЛИКТ В РПЦЗ 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

КОНФЛИКТ В РПЦЗ

06.06.1998

КОНФЛИКТ В РПЦЗ
Публикуемый ниже ряд документов наглядно свидетельствует о нарастающем кризисе в Русской Православной Церкви Заграницей и ясно показывает позиции сторон. Стремление значительной части духовенства и мирян к сближению со здоровыми силами отечественной Церкви (МП) блокируется большинством архиереев РПЦЗ. Конфликт между архиепископом Марком Берлинским и предстоятелем РПЦЗ митрополитом Виталием разгорелся из-за ряда встреч Архиепископа Марка с представителями Московского Патриархата. Из Послания Архиерейского Собора неясно, подтверждено прещение, наложеное митрополитом Виталием на архиепископа Марка, остается ли последний членом Синода, или нет.
ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА ВИТАЛИЯ АРХИЕПИСКОПУ МАРКУ
Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко!
Только что, совершенно случайно, от частного лица, я получил "Совместное Заявление" участников 9-го собеседования клириков Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и Заграничной Церкви, состоявшегося на территории Германии.
Владыко! Никто и никогда, ни Собор, ни Синод, ни я, не давали Вам разрешения проводить эти конференции, настойчиво ведущие к окончательному постановлению, как это видно из Вашего заявления.
Владыко! Я уже писал Вам в прошлый раз: Вы можете действовать как независимый господин в своей епархии. Однако, вне Вашей епархии Вы не имеете права входить в договоры с кем бы то ни было. Наше соборное решение было таковым, что если кто-либо случайно встретится с епископом Московской Патриархии, он не должен отмежевываться, ему разрешено поговорить с ним о том или сем. Вы, Владыко, не имеете права постоянно делать такие решающие заявления.
На этом основании, Владыко, я должен прибегнуть к следующему наказанию: Отныне Вы больше не являетесь членом Синода. Ваше дело будет рассматриваться на заседании Синода и Вы имеете право принять в нем участие только тогда, когда будет обсуждаться Ваше собственное дело.
К сожалению, как это ни печально, я принужден реагировать, ибо это является колоссальным соблазном для нашего клира и в Германии и во всей Европе. Почему-то священники молчали. Они ничего мне не сообщили, как не сообщили и Вы об этом.
Я снова повторяю, с глубоким личным огорчением, что Вы принудили меня принять столь строгие меры.
Оставаясь доброжелателем Вашего Преосвященства
Митрополит Виталий
6/24 февраля 1998 г.
ПИСЬМО АРХИЕПИСКОПА МАРКА БЕРЛИНСКОГО ЧЛЕНАМ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РПЦЗ
В четверг 5 февраля после обеда владыка Митрополит мне позвонил, сообщил, что он получил заявление, подписанное мною совместно с арх. Феофаном от МП и говорил, что он ничего не знал об этих собеседованиях, что я не имел права встречаться ради таких собеседований. Я ему ответил, что я докладывал об этом на Соборе, Владыка повторил, что он ничего не знал и положил трубку. В воскресенье 8 февраля - наш престольный праздник Св. Новомучеников и Исповедников Российских - утром до литургии я получил от Владыки Митрополита факс, в котором снова утверждается, что я не имел права вести эти собеседования и что он мне назначает наказание: от сего дня я больше не член Синода и "имею право быть" только на заседании, на котором будет обсуждаться мое личное дело.
Этим "правом" я не намерен воспользоваться и не собираюсь "оправдываться". Но в последующем я откровенно изложу свою точку зрения.
Владыка Митрополит пишет мне о проводимых нами на территории Германии собеседованиях: "Священники почему-то молчали, ничего мне не говорили, и Вы тоже меня об этом не известили".
Священники Германской Епархии не молчали. На Епархиальном Собрании священнослужители составили обращение к Архиерейскому Собору в Лесненском монастыре с просьбой благословить собеседования с целью выяснения позиций, имея в виду и возможность будущего Всероссийского Поместного Собора.
После исчерпывающей дискуссии по этому вопросу, необходимость выяснить наше отношение к другим частям Русской Православной Церкви была установлена в Послании Архиерейского Собора, состоявшегося в Лесненском монастыре в 1993 г.:
"В откровенном обсуждении мы должны подготовить почву для свободного, подлинного и плодотворного Всероссийского Собора".
На этой основе мы и приступили к собеседованиям с местным архиереем и некоторыми клириками МП в Германии.
О собеседованиях с представителями Московской Патриархии в Германии я впоследствии докладывал на Архиерейском Соборе. В протоколе ?1 Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 21 августа/ З сентября 1996 г. на стр. 8 значится:
"Архиепископ Марк рассказывает о собеседованиях, которые проводились с представителями МП на нашей территории".
Там ясно сказано о "собеседованиях" во множественном числе. Устно Владыка Митрополит тогда давал положительную оценку результатам coaecеaoaaiee; устранение иллюзий у некоторых священнослужителей о МП. Теперь же он отрицает сам факт докладов о собеседованиях, как и своей осведомленности о них.
...Все мы, будучи чрезмерно загружены можем зарывать вещи, и уставать так, что сон нас побеждает и во время заседаний. Но именно поэтому я считаю для исправного управления нашей Церковью необходимым, чтобы у Первоиерарха была канцелярия, в которой его письма (тем более такие резкие, как новое обращение ко мне) проверялись хотя бы на предмет достоверности содержания.
0 развитии все тех же собеседований упоминалось повторно на том же Соборе 1996 г.
В принятом Соборном документе "Мнение Комиссии о пересмотре "Положения о Русской Православной Церкви Заграницей"" сказано: "Представляется желательным продолжение и углубление начатых в Германской Епархии собеседований с представителями Московской Патриархии с тем, чтобы по возможности расширить круг участников, не ограничиваясь одной епархией. Желательно повысить уровень собеседований и привлечь к ним наши лучшие богословские силы" (пункт 9?).
Там же сказано: "В ожидании возможности созыва такого Собора нам следует постараться установить контакты с другими частями Российской Поместной Церкви, в первую очередь с Московской Патриархией, как никак, возглавляющей de facto большую часть православного народа в России" (пункт 5).
Митрополит пишет: " Вне своей епархии Вы не имеете права ни с кем договариваться".
Но независимо от вышесказанного, ведь сам Митрополит приводит дословно заглавие "3аявления" от 5/18 декабря 1997 г., где сказано "на территории Германии". Как я не договаривался "вне своей епархии", так я и не претендую на особое значение этого документа в нашей епархии.
Неоднократно за последние годы выносились соборные постановления о необходимости выяснения отношений с МП и другими частями Русской Церкви. Но уже на Соборе 1994 г. в Сан-Франциско Еп. Даниил спрашивал: "Зачем мы собираемся на Собор? Если большинство из архиереев согласны, а один из архиереев, даже Председатель, единолично отменяет решение, то нет пользы от приезда на Собор..." (протокол ?9. 30.06/13.07 1994 стр. 3).
Владыка Митрополит пишет о неком соблазне, который мои действия как будто вызывают "среди духовенства, как Германского, так и всего Европейского". Могу с полной ответственностью сказать, что в Германской Епархии соблазна нет.
Наоборот, тот возвышенный подход, за который я выступаю, встречает в среде моего клира и моей паствы полное одобрены. Я могу сказать об этом столь определенно, поскольку у нас на Епархиальном Собрании все развитие нынешней ситуации в Русской Церкви досконально разбиралось и обсуждалось. Если же возникает где-то соблазн, то не в Германской епархии, а может быть, там, где не вникли должным образом в самую суть слова и дела, там где откровенное обсуждены подменяется "открытыми письмами". Сбор подписей пытаются (конечно за моей спиной) осуществлять и в моей епархии. Подпись под таким "открытым письмом" дал (и то по недоразумению) лишь один священник моей епархии, не русский, который не заметил, и как сугубо честный пастырь и подозревать не мог, что в первых же строках возводится клевета на наших монахинь в Св. Земле.
Но при честном и открытом обсуждении и при внимательном чтении, например того же "Заявления" от 3/16 дек. 97 г., соблазна возникать не должно. Ведь в нем высказаны лишь положения, которых придерживался святитель Иоанн Шанхайский и Сан-францисский и Владыка Антоний Женевский и Западно-Европейский, а также многие архиереи и клирики Русской Зарубежной Церкви. Передержки и односторонние толкования всегда возможны там, где отсутствует спокойное и открытое обсуждение. В нем мы нуждаемся, прежде всего.
...Моя попытка следовать послушанию ради верности старшим, но вопреки свидетельству моей церковной совести, отчасти лишила меня дерзновения. Но в отношении своей епархии я при этом действовал по архипастырской совести и нисколько не поддавался попыткам некоторых отщепенцев строить отношения к МП на лжи и лицемерии. Свой путь я выверил в этой борьбе. Видя болезни, я вижу и начатки оздоровления Русской Церкви и не готов смешивать их с болезнями МП. Именно эта моя готовность отвращала меня от мысли о рукоположении архим. Валентина, отвращает тем более сейчас от ложных компромиссов. Но в России открылись иные возможности, зреет новый церковный народ, не от нашей личной "праведности" питающийся и ищущий и обретающий Христа. В этой связи надо видеть и оценить сотни тысяч паломников и в самой России, и по святым местам по всему миру (Бари, Св. Земля и т. д.) Эту любовь я не буду уничижать. А вместе с тем это понимание вовсе не лишает меня строгого видения и четкой оценки происходящего в руководящих структурах МП.
Именно на этих основаниях я решился на встречу с главой МП. И Владыка Митрополит впоследствии сам на заседании Синода подтвердил, что встреча между Епископами всегда возможна. Но предшествующая наша переписка была уже разослана из Канцелярии Синода и опубликована в прессе, что породило немалый соблазн, потому что доверительную переписку не публикуют.
Когда же Синод был поставлен перед необходимостью решать, принимать ли патриарха Алексия в Гефсимании и на Елеоне, или не принимать, то без всякого спора было решено принимать, согласно правилам человеческого приличия. И никто не искал в этом каких-то выгод, и не боялся мнимых потерь (во всяком случае, не было об этом речи). Казалось бы, возобладало естественное понимание.
И вот, летом 1997 г. мне пришлось на Св. Земле, как участнику заседания Синода, наблюдать то, что мне поначалу казалось совершенно необъяснимым: архим. Варфоломей и игуменья Иулиания постоянно твердили, что они действуют по благословению Митрополита. Лишь позже, сам Митрополит, находясь летом во Франции, утверждал в беседе со священниками в Париже, что не было постановления Синода о принятии Патриарха Алексия, и что игуменья Анна действовала неправильно. Эта беседа записана на ленте. Вернувшись в Нью-Йорк, на экстренном заседании Синода Владыка Митрополит утверждал, что подтвердил разговор по телефону с Епископом Варнавой, что надо патриарха Алексия принять. Как ни горько, но приходится сомневаться в последовательности слов и действий Владыки Митрополита. Более того, получается, что мы потеряли Хеврон из-за таких зигзагов. После этого мы потратили массу времени, энергии, средств на попытки приостановить начатое дело передачи наших участков в руки Российской Федерации. Дело сейчас приостановлено, хотя бы временно, но удастся ли нам вернуть Хеврон?
...Владыка Митрополит в своем письме от 6/24 февраля (т.е. 24 янв./4 февр.) заявил, что я больше не член Синода, единолично отменяя этим соборное постановление. Я благодарю за это освобождение и подчеркиваю, что я не представляю себе, как я мог бы нести далее ответственность за пребывание в Синоде при данных условиях, не позволяющих, за мой взгляд, серьезной и плодотворной работы. Но, оставаясь правящим архиереем нашей Русской Зарубежной Церкви, я все же не могу сложить с себя ответственность за столь очевидные недостатки нашего управления с точки зрения канонов Св. Церкви (в том числе Ап. 34), и поэтому призываю своих собратьев Архиереев приложить усилия к исправлению этих ясно обозначившихся на данном примере недостатков. Дело, конечно же, не в моей личности, а в нашей церковной дееспособности, которую требуется восстановить, упорядочить - не только ради нас самих, но ради пользы всей Русской Церкви.
Марк, Архиепископ Берлинский и Германский

СООБЩЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА МАРКА
КЛИРИКАМ ГЕРМАНСКОЙ И БРИТАНСКОЙ ЕПАРХИИ
Мюнхен, 17 февраля / 2 марта 1998
Вступая в Великую Четыредесятницу, я прошу прощения у всех Вас, священнослужителей Германской и Великобританской Епархий, прошу Ваших молитв обо мне, грешном, и желаю Вам пройти постное поприще с духовной и телесной пользой.
В наше время молниеносного распространения информации (нужной и ненужной), широко стало известно новое искушение, постигшее меня вследствие Заявления, сделанного мною совместно с местным архиереем МП, архиепископом Феофаном, в декабре прошлого года. (Текст этого Заявления публикуется в ближайшем выпуске Вестника Германской Епархии, а также готовится к печати у МП).
Получив резкое письмо Владыки Виталия, я не хотел выносить мое "дело" на общественное обсуждение. Но после того как письмо Владыки Митрополита Виталия и заявления Епископов Сеатлийского и Евтихия Ишимского, стали распространяться не только по почте, но появились в интернете еще дальнейшие отклики, тоже часто толкующие Заявление в неправильном ключе, я считаю своим долгом объяснить Вам мое видение этого дела.
Владыка Митрополит написал мне, что я отселе больше не член Синода, потому что я якобы действовал без его ведома. При почтенном возрасте Владыки Митрополита не удивительно, что он мог забыть, что вопрос встреч с представителями Московской Патриархии обсуждался на Архиерейских соборах, и даже в посланиях соборов неоднократно выражалась необходимость досконального изучены всех вопросов, разделяющих нас как две части единой Русской Православной Церкви, а также тот факт, что я докладывал о наших собеседованиях на Соборах. Все это отмечено в протоколах архиерейских Соборов.
К сожалению, Владыка Митрополит также забыл, что он не может исключать члена Синода без соборного суждения. Ввиду нежелания нашего Первоиерарха вникать в такие канонические вопросы, я не счел правильным ехать на последнее заседание Архиерейского Синода, предоставляя таким образом другим разобраться в сложившейся ситуации и не желая "оправдываться". На заседании Синода, на сырной неделе, другие члены Синода заявили, что подобные решения может принимать только Собор, и вопрос отложен до Архиерейского Собора, назначенного на начало мая.
Настоящим хочу Вас поставить в известность об этом, а также попросить, чтобы Вы не верили преувеличивающим слухам (а также не участвовали в них). Больше описанного в настоящий момент, Синодом ничего не сказано и не предпринято.
Поднявшаяся буря лишний раз показывает, насколько пагубно и опасно наше молчание по поводу существенных вопросов церковной жизни. На мой взгляд, мы должны обсуждать трудности с той свободой, которая нам дана и которой мы дорожим. Замалчиванием никакие проблемы не решаются. Во всяком случае, началась дискуссия, порой мало квалифицированная. Но сегодня до меня дошел первый серьезный документ из Америки, в котором сделан основательный разбор проблематики и указаны пути решения в церковной истории и пастырской практике. Дай Бог, чтобы наши скромные труды на этой ниве привели хотя бы к серьезному и тщательному изучению нашего положения.
В эти святые дни Великого поста прошу Вас усердно молиться о том, чтобы Господь нам всем дал мудрость и любовь для сохранения и стяжания единства в Единой Истине, которая есть Христос.
Ваш во Христе МАРК,
Архиепископ Берлинский и Германский.

ПОСЛАНИЕ Архиерейского собора Русской Православной Церкви Заграницей возлюбленным чадам Церкви во отечестве и в рассеянии сущим.
Христос Воскресе!
Собравшись со всех концов света в Синодальном Соборе в Нью-Йорке под покровом чудотворной иконы Божией Матери Курско-Коренной, Архиерейский Собор приветствует вас этим вечно новым приветствием. Хотя мы разсъяны по всему свету и нас разъединяют океаны и материки, нас объединяет единая вера в истинное и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа, воспринятое нами от Его святых Апостолов и их приемников - Святых Отцов.
Мы переживаем в эти дни тяжелые испытания: за последние годы несколько человек из духовенства нашей Церкви были избиты, а некоторые и убиты; сгорел по неизвестной причине наш собор в Монреале; похищена и неизвестно где находится Иверская Мироточивая икона Божией Матери после жестокого убийства ея хранителя брата Иосифа. От нас был отнят самым грубым и насильственным образом монастырь в Хевроне со своей святыней - Мамврийским дубом и занят Московской Патриархией, Таким поступком Московская Патриархия стала на путь захватничества и усугубила разрыв с нами.
Неудивительно, что эти события смутили многих. Но печально, что они дали повод для самых невероятных слухов и кривотолков, вредных для Церкви.
Архиерейский Собор находит нужным разъяснить, что наша Церковь никаких переговоров о соединении с Московской Патриархией, т.е. о самоупразднении Русской Православной Церкви Заграницей никогда не вела и, разумеется, их не предполагает вести и теперь.
Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, как и прежде, считают своим долгом пастырское служение вам, своим чадам, в стоянии в Истине Православного учения, несмотря на то, что этим сейчас многие пренебрегают, Неприятие нами модных учений, таких как экуменизм и сергианство, делает нас непопулярными и даже может оставить нас в меньшинстве. Но это не должно нас смущать. При всех трудностях на пути следования Истины Христовой, будем помнить слова нашего Божественного Учителя: "Не бойся малое стадо... (Лк. 12:32) В мире скорбне будите, но дерзайте, яко Азъ победихъ миръ" (Ин. 16:33) и слова Апостола: "Сия есть победа победившая миръ, вера наша." (1 Ин. 5:4).
В этой вере да утвердит нас воскресший Господь Иисус Христос.
С отеческой во Христе любовью, епископы Русской Православной Церкви Заграницей
+Митрополит Виталий
+Архиепископ Антоний
+Архиепископ Лавр
+Архиепископ Алипий
+Архиепископ Марк
+Архиепископ Лазарь
+Архиепископ Иларион
+Епископ Вениамин
+Епископ Евтихий
+Епископ Агафангел
+Епископ Варнава
+Епископ Кирилл
+Епископ Митрофан
+Епископ Амвросий
+Епископ Гавриил
+Епископ Даниил
+Епископ Михаил
Град Нью-Иорк, Преполовение Пятидесятницы
30 апреля / 13 мая 1998 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме