Начало работы межцерковной группы было положено на Втором Европейском экуменическом собрании в Граце, проходившем в июне 1997 года. Непосредственным толчком для возникновения этой инициативы явилось предстоящее расширение "объединенной Европы" за счет Польши и других среднеевропейских стран. В результате этого граница "объединенной Европы" передвинется на территорию, на которой в прошлом имели место серьезные конфликты и в настоящее время сохраняется напряженность. Группа, включающая представителей различных Церквей Украины, Беларуси, Польши и Германии уже несколько раз встречалась для обсуждения проблем межконфессиональных конфликтов на территории Украины. В конце марта этого года очередная встреча группы состоялась во Львове.
Участники заседания встретились с епископом Львовским Августином (Украинская Православная Церковь), с представителями Украинской греко-католической и Римско-католической Церквей, а также с руководителями городской администрации Львова. В ходе встреч были выявлены некоторые неустранимые противоречия во взглядах на возможное примирение Церквей. Так, большинство греко-католиков видят три этапа возможного примирения с православными. Первый - преодоление раскола внутри Православия через создание национальной Церкви. Второй - примирение православных с греко-католиками. Третий - объединение Церквей под омофором Папы Римского.
Подобная точка зрения, естественно, абсолютно неприемлема для Украинской Православной Церкви, так как по существу является изменой Православию. Кроме того, часть греко-католиков выступает вообще против прямого диалога Русской Православной Церкви и Ватикана по межконфессиональным проблемам Западной Украины, считая, что в этом случае их интересы не будут учитываться. Фактически, такая точка зрения является попранием канонического права, как Православной Церкви, так и Католической.
30.04.1998. КИЕВ. В конце прошлой недели в Киеве состоялось очередное заседание "Фонда духовного единения Украины". Заседание прошло в колыбели "Фонда", в офисе акционерного общества "Киеврезина", президент которого Николай Кравец по совместительству является основателем и председателем этого забавного "Фонда". На заседании присутствовали представители Организации Украинских Националистов, Лиги женщин города Киева, Союза офицеров Украины, Лиги меценатов и прочих малочисленных, но достаточно зловредных организаций. К счастью, не присутствовать на этом сборище хватило ума у председателя Комитета по делам религий Украины Виктора Бондаренко и заместителя секретаря Совета по национальной безопасности и обороне Украины Александра Разумкова, хотя их настойчиво приглашали. Заседание было вызвано в первую очередь ответом Богословской комиссии Украинской Православной Церкви на многочисленные воззвания "Фонда". В ответе был подчеркнут неправославный взгляд на объединение Православия в Украине господина Кравца и невозможность сотрудничать с ним в этом направлении. Участники заседания с досадой констатировали факт "неуступчивости" УПЦ и решили попробовать объединить хотя бы УАПЦ и УПЦ-Кп, справедливо полагая, что раскольникам будет легче объединиться между собою, чем с покаянием вернуться в лоно Матери Церкви. Отныне "Фонд резинщиков" объявил новый курс на "объединение церквей национальной направленности", включая сюда не только УПЦ-Кп и УАПЦ, но и Украинскую греко-католическую Церковь. По мнению "резинщиков", отношения филаретовской УПЦ-Кп и униатов становятся с каждым днем все лучше. Об этом свидетельствует тот факт, что Филарет разрешил униатам летом этого года отпраздновать 100-летие возрождения в Украине Студийского монашества в принадлежащем УПЦ-Кп Выдубецком монастыре. Впрочем, этот факт имеет и более прозаическое объяснение - имея полтора монаха в этом "монастыре" Филарету не остается ничего другого, как сдавать его в аренду. Фонд также принял решение обратиться к христианским конфессиям Украины с письмом "о терпимости", а также провести анонимный опрос епископов и священников УПЦ-Кп, УАПЦ и УГКЦ относительно перспектив объединения. В общем, "беда, коль сапоги начнет тачать пирожник", а "объединять Церкви" - бывший "Красный резинщик". И "терпимость", пропагандируемая Фондом больше напоминает отношения, характерные не для православных организаций, а для "домов терпимости".
В то же время увеличивается агрессивность по отношению к Украинской Православной Церкви со стороны "филаретовцев", сторонников раскольнической УПЦ-Кп. Так, после того как православная община села Козленичи Маневичского района обратилась в Арбитражный суд с требованием вернуть захваченный 26 октября прошлого года "филаретовцами" храм - в адрес членов общины посыпались анонимныe угрозы. А на прошлой неделе имели место попытки поджога соломы в личных хозяйствах православных жителей села.
ПРАВОСЛАВИЕ НА УКРАИНЕ / РУССКАЯ ЛИНИЯ