Наследство князя Кочубея

0
340
Время на чтение 7 минут

Мы продолжаем рассказывать об истории храма села Ключи Лысогорского района. За 185 лет своей истории эта церковь пережила многое: период расцвета при князе Викторе Кочубее, благополучные стабильные десятилетия при его потомках, бешеную злобу богоборцев при Советах, годы запустения... Но храм выстоял.

Отец Михаил из династии Лебедевых

Благодаря сохранившимся дореволюционным изданиям «Саратовских епархиальных ведомостей», в которых печатались указы о переводе духовенства на новые приходы, удалось восстановить имена священников, служивших в Казанской церкви села Ключи.

Первое упоминание встречается в архивных документах за 1872 год: в Ключи из Балашовского уезда перемещен священник Аполлон Миловзоров. В 1876 году его сменил прибывший из Камышинского уезда священник Димитрий Смирнов. В 1895-м в эту церковь был назначен священник Николай Кипарисов. В 1906 году приход принял отец Михаил Лебедев, прослуживший в Ключах до 1912 года.

Михаил Иванович Лебедев родился в 1843 году в селе Мордовский Карай Балашовского уезда - в семье священника Ивана Лебедева. Начальное духовное образование получил в Балашовском духовном училище, затем учился в Саратовской духовной семинарии. В декабре 1868 года был рукоположен во священника, служил в Камышинском уезде, потом - в разных приходах Петровского и Балашовского уездов. Церковь села Ключи стала последним местом его служения. Батюшка был удостоен многих церковных наград, в их числе - знак Красного Креста (1882 г.) и наперсный крест (1905 г.).

У отца Михаила и его супруги Марии Федоровны было восемь детей: три сына - Михаил, Хрисанф, Сергей, и пять дочерей - Анфиса, Мария, Александра, Елизавета, Ольга. Старший сын закончил Петровское духовное училище, но по стопам отца не пошел - служил чиновником. Три дочери закончили Саратовское епархиальное женское училище, работали учителями. Про остальных членов семьи сведений не сохранилось.

В 1912 году в приходе Казанской церкви числилось 372 дома с числом прихожан 2274 человека. К местной церкви были приписаны земская школа в Ключах и приходская школа в Александровке. Последние записи о духовенстве села Ключи датированы 1928 годом. В архивном деле «Секретная и совершенно секретная переписка Лысогорского райкома партии за 1928 год» имеются списки лиц, лишенных избирательных прав по Лысогорскому району Саратовского округа Нижне-Волжского края. «Село Ключи - 24 человека, среди них: священник Сапарин Алексей Фролович, псаломщик Еремин Андрей Порфирьевич». Оба были высланы из Ключей. Их дальнейшую судьбу проследить не удалось.

Зато от местных жителей мы узнали, что отец Михаил Лебедев прожил в Ключах до самой своей смерти. Сельчане так любили и уважали этого старенького батюшку, что даже новая безбожная власть не решалась его трогать, закрывала глаза на то, что он потихоньку продолжал крестить детей, а в праздники и воскресные дни его дом превращался в храм, где возносились молитвы Богу.

Неусыпаемая молитва

Я сижу в горнице дома жительницы села Ключи Надежды Ивановны Субботиной. Надежда Ивановна - энциклопедия церковной жизни села. Она бережно хранит в своей памяти имена людей и события, связанные с храмом.

«Церковь закрыли в 30-е годы,- рассказывает она.- Наш старожил Петр Ефремович Талынкин рассказывал, что у комсомольца, который росписи в храме замазывал и над иконами глумился, весь род по пьянке ушел. Большевики снесли купол, разломали колокольню, хотели и стены снести, но не смогли с кладкой справиться. Оставили здание под зернохранилище. А потом, когда власти склад в клуб переделывать собрались, позвали грузина, чтобы он внутри все работы выполнил, но тот отказался: я, говорит, крещеный, грех на душу не возьму. Предложили другому, тоже не местному. Он всё сделал, в здании нашел два сосуда церковных и вынес, а спустя несколько дней его сын-десятиклассник на выпускном вечере шею сломал. Он его на родину повез хоронить, а там - мать умерла. Вот как обернулось.

Когда отец Михаил Лебедев отошел ко Господу, собираться стали на дому у Анны Карезиной, Милчихой ее звали, от слова "милая". Потом, когда она умерла,- у дяди Пети Гарцуева, затем у Матрены Дудочкиной. До пятидесяти человек по праздникам бывало! Не прекращалась у нас в селе молитва никогда. А потом уже мы пришли в храм, хотя родители неверующие были, а потянулась душа к церкви, к Богу. Как в детстве...».

Будучи девчонкой, Надя Субботина очень любила играть под стенами большого белого здания с колоннами. О том, что раньше это был храм, она не знала, но ее словно магнитом тянуло к этому месту.

«Вот тут в стене ниша была и в ней изображение Женщины на голубом фоне,- показывает она.- И цвет этот голубой такой был - даже слов подобрать не могу, чтобы его описать. Неземной - небесный. Смотрела я на Нее, и сердце непонятно почему замирало...».

Крыша в ведерке из-под майонеза

Икона «Спас в силах» - единственная уцелевшая святыня старинного Казанского храма С тех пор минуло полвека. Сейчас Надежда Ивановна Субботина каждое утро приходит в небольшой домик, чтобы подлить масла в две неугасимые лампады - перед образами Господа «Спас в силах» и Казанской иконы Божией Матери.

«Приход у нас зарегистрированный. На службы, когда священник приезжает, собирается по 20-30 человек. А в воскресные дни без батюшки мы мирянским чином обедницу служим»,- рассказывает моя собеседница.

«Мы» - это три женщины и двое мужчин.

«И с чего же у вас всё начиналось?» - спрашиваю тетю Надю.

«С людей, с самих сельчан, - улыбается она. - Пока священника не было, сами молились, как могли, крестным ходом ходили. Брали иконы Илии пророка, Николая Чудотворца, Казанскую икону Богородицы, ребятишек собирали и шли с молитвой на речку. А кто нас остановит?

Однажды, помню, год был сильно засушливый. Сельчане к нам: "Идите, просите дождя!". Ну, мы попросили, так неделю дождь лил, развезло всё. Опять бегут к нам: "Просите обратно!"».

Сначала община собиралась на квартире у Анны Солоницыной. А в 1996 году священник Георгий Чернышов (сейчас настоятель храма во имя Архангела Михаила села Курдюм Татищевского района.- Авт.), служивший тогда в Лысых Горах, благословил их взять небольшой домик и приспособить его под богослужения.

От остальных деревенских домов этот дом и сейчас ничем не отличается; лишь зайдя внутрь, понимаешь: это храм. На стенах нет свободного места - все в иконах. Аналой с Евангелием, подсвечники. И огромный образ Спасителя, в плачевном состоянии, но сразу видно - старинный.

«Да,- подтверждает Надежда Ивановна,- это единственная сохранившаяся икона из старого храма. Когда церковь закрывали, две маленькие девочки унесли ее и спрятали. Много лет она хранилась у одной семьи, и однажды на Михайлов день ее отдали храму. Когда мы ее на свет вытащили, даже не поняли, что это икона - просто почерневшая от времени доска. Но помыли, просветлел образ. Теперь это главная наша святыня».

По словам тети Нади, в ремонте будущего молитвенного дома участвовала вся деревня.

«У нас вообще деревня дружная. Крест на въезде видели? Тоже всем селом ставили. Когда взялись за дом, на нем практически не было крыши. Поставили в магазине - там продавцом наша прихожанка Галина Козлова работает - кружку церковную, а точнее, ведерко из-под майонеза - и начали собирать на крышу».

«Некоторые не верили, что люди у нас могут на храм жертвовать, а вот и не так - насобирали мы на крышу,- вспоминает Галина Владимировна Козлова.- Потом отопление местные умельцы сделали. В пятницу включаем, и на воскресной службе тепло».

Первым священником, взявшим под свое крыло маленькую общину, был отец Георгий Чернышов. В памяти у Надежды Ивановны до сих пор живо это знакомство.

«Первый раз приехал к нам: "Ну что, поёте?". Аннушка Солоницына говорит: "Пою". Она из Горьковской области, окает сильно. "Ну, спойте что-нибудь". Она запела. "Ты чего так орешь?" - "Ну как могу!". А голос у нее действительно сильный. "Ничего, научитесь!" - подбодрил. И потом действительно нас всему учил: как молиться, как петь, как с домашними ладить, чтобы скандалов не было. Но и нынешние батюшки (протоиерей Александр Подойко - клирик храма в честь святого великомученика Димитрия Солунского поселка Лысые Горы и священник Константин Клевцов - настоятель Казанского храма села Ключи.- Авт.) нас не забывают».

«Поэтому мы и шуршим»

Мы выходим из нового храма и отправляемся к старому. Здесь до сих пор клуб. Посещают его мало - население год от года убывает, молодые люди уезжают на заработки в Саратов или Москву. В Ключах - старики да дети, и тех с каждым годом всё меньше. В школе, рассчитанной на 125 учеников, учится всего 40 ребят.

- Ну а что же старая церковь? Не заходили разговоры о том, чтобы ее восстановить? - спрашиваю Надежду Ивановну.

Оказалось, такие мысли были. Даже приезжала в село комиссия с реставраторами. Посмотрели здание - сохранилось оно очень хорошо, и восстановить его было бы можно, но...

«Нам сказали: не сможете вы его содержать. Приход малочисленный, а здание огромное. И это правда,- вздыхает тетя Надя.- Люди могут разово на что-то пожертвовать, но привычки регулярно жертвовать на содержание храма нет, да и откуда ей взяться, если семьдесят лет безбожно жили? Но мы не унываем. Делаем, что можем. Знаете, сколько в округе деревень было? И все вымерли. А почему? Храмы позакрывали, люди молиться перестали. В деревне ведь как? Есть молитва - и жизнь в селе теплится. Поэтому мы и шуршим».


Автор благодарит руководителя общества «Возрождение» Евгения Леонидовича Лебедева за помощь в подготовке материала.

Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества - история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68­рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Газета «Православная вера» № 10 (582)

Ольга Протасова

https://eparhia-saratov.ru/Articles/nasledstvo-knyazya-kochubeya-2
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Протасова
Все статьи Ольга Протасова
Последние комментарии
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:42
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.04.2024 12:34
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43