itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

На Россию мы смотрим с большим упованием

0
309
Время на чтение 6 минут

О духовной традиции Святой Горы Афон - беседа корреспондента журнала «Покров» с афонским старцем, настоятелем одного из старейших святогорских монастырей, учеником старца Иосифа-младшего, архимандритом Ефремом Ватопедским.

- Большинство читателей журнала «Покров» слышали про исихазм и связывали его, конечно же, с именем Григория Паламы. Расскажите, пожалуйста, об исихазме. Что это такое, через каких носителей это течение развивается и живет?

- Конечно, исихазм развивается на Святой Горе. И в нашем монастыре в Ватопеде также. Блаженный старец Иосиф-исихаст своим благодатным присутствием на Святой Горе восстановил через опытное переживание паламическое богословие. Когда мы говорим о паламическом богословии, то имеем в виду не теорию, а святоотеческое богословие, то есть здесь мы употребляем только имя его, имея в виду, однако, общее богословие. И это богословие всегда исихастическое. Когда мы говорим, что у нас есть исихия, или мир, - то это не значит спокойствие на языке психологов. Это означает, что монах живет сильной сердечной настойчивой молитвой и достигает благодатью мобилизации внутренних сил души. И охранением заповедей Христа добивается полной внутренней полноты. Внутренняя душевная полнота - это то, что называют на Святой Горе покоем. «Когда доволен человек? Когда он покоится» - так говорят святые Афона. Тогда этот человек наслаждается, вкушая благодать. И через все это духовное делание монах-исихаст добивается онтологически опытного вкушения и переживания благодати. Как говорил пророк и царь Давид: «Вкусите и видите, что благ Господь». И в другом месте: «Усладися о Господеви, и Он даст по сердцу твоему». И монах-исихаст, который находится в постоянном общении со Христом, переживает сладость, радость и веселие от этого общения. И это все передать через тварный человеческий язык невозможно. Когда говорят, что это монах-исихаст, то это не значит, что он живет в пещере - то есть в уединении и одиночестве, это тот, кто постарается, подчинившись послушанию, через внутреннее делание постоянно общаться с Богом.

Архимандрит Ефрем Ватопедский

Архимандрит Ефрем Ватопедский

- На Афоне никто не рождается, и люди приходят из мира. Что это за тип человека - монах, откуда он возникает?

- Здесь ответ может быть очень простым. Иисус Христос вчера, сегодня и во веки тот же самый: вчера Он говорил двенадцати апостолам: «Следуй за мной», - и сегодня Он тот же и говорит то же. И когда он видит души, которые рвутся к Нему всем своим естеством, желая послужить Ему, то Он существенным, но каким-то тайным путем дает благодать тяги сюда. Так люди приходят на Святую Гору. Он их не только приглашает, их тянет сюда. В Евангелии есть такие слова: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). Святая Гора - это удивительное место. Здесь действительно никто во плоти не рождается, но в духе рождаются все прибывшие. И это самое главное.

- Что вы могли бы посоветовать ищущим монашества, «благой части»?

- Монашество - благословение Божие. Даже если человек просто задумывается о монашестве - это уже благословение. Потом, когда в сердце появляется постоянное желание монашества, тогда этот человек должен найти себе одного-единственного духовника, который его наставит. Мы все нуждаемся в духовном руководстве. Часто молодых при мысли о монашестве охватывает какой-то энтузиазм, который со временем уходит, и человек приземляется. Кто хочет посвятить себя служению Богу в монашестве, должен найти себе духовника, который будет помогать ему. Потому что диавол делает все, чтобы совлечь человека с этой дороги, так как в Ангельском чине тварный человек принимает Божественный огонь, облекается в ризу спасения, получает шлем, щит и меч супротив супостата.

- Какие духовные навыки должен стремиться стяжать человек, у которого в сердце есть склонность к монашеству?

- У него должна быть склонность к молитве, отсечению своей воли, состояние подчиненности должно быть для него органично. Он должен понимать, что такое монашеское жительство - это постоянное понуждение человеческого естества. Все святые понуждали себя.

- В монастыре это делать легче?

- Да, монастырь предоставляет человеку оптимальные условия для правильного духовного шествования. Но вы в России должны предпринимать какие-то меры, чтобы сдерживать потоки праздных туристов в монастыри. Они вносят в монашеские обители мирской дух, отвлекают монахов от их главного делания - молитвы. В Греции, например, есть монастыри, где три дня в неделю - понедельник, среду, пятницу - врата монастыря закрыты для паломников. И монахи таких монастырей получили огромное облегчение -возможность, сосредоточившись на молитве и духовном чтении, стяжать те духовные сокровища и дары, которыми после уже можно делиться с людьми.

Настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем

Настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем

- Каким русским монастырям, на ваш взгляд, можно было бы рекомендовать такую меру?

- В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Но у вас, насколько я знаю, подобную практику во взаимоотношениях с миром уже пытается выстраивать Валаамский монастырь.

- Как строится день монаха в монастыре?

- В четыре ночи мы начинаем службу, к восьми заканчиваем, после идем в трапезную, с полдевятого до часа мы на послушаниях, с часа до пяти отдыхаем, в пять служим вечерню, затем ужин и потом повечерие. После трапезы могут быть общие работы. И уже после общих работ повечерие. После повечерия по послушанию делают только самое обязательное: садовники поливают огород и цветы. В 12 часов по византийскому времени, то есть в девять часов вечера по московскому, бьет «колокол молчания». С этого времени и до полуночи - у монахов духовные занятия в келье, потом три с половиной часа спим и в четыре - служба.

- Известно, что монахи из русских монастырей проходили в Ватопеде своего рода духовную стажировку?

- Да, несколько монахов из России действительно жили у нас - кто два, кто три года. А после они возвратились в свои обители, обогащенные святогорским монашеским опытом. Очень важно, чтобы монах соприкоснулся с истинным монашеским преданием. На Святой Горе монашеская традиция не прерывалась.

- Сегодня мир ополчился на христианство. Может быть, похожее творилось только в древние языческие времена. Чувствуется ли эта мирская враждебность на Афоне?

- Конечно, чувствуем. Это удаление людей от Бога. К сожалению, сегодня человек влечется ко греху. И согласно святоотеческому учению, когда человек поворачивается ко греху - помрачается его ум. А когда ум помрачится, первым шагом такого человека становится удаление от Бога. Именно это и происходит сегодня столь массово. Грех - это основа всех бед людей, всех его неудач, всех страшных смертей. Поэтому святой Григорий Палама в своих учениях пишет: «Ум, который отдаляется от Бога, становится или животным, или бесноватым».

- На монастырь ныне оказывают огромное давление, и это происходит не только в Ватопеде, но и во всех аскетических обителях. Каков, вы полагаете, будет исход этого противостояния?

- Мы много молимся. Нас обвиняют во лжи. Мы ничего не делали противозаконного. Мы законным путем защищали имущество монастыря. К сожалению, монастырь стал жертвой политических хитросплетений. Мы рассматриваем это испытание как крест и молимся Пресвятой Богородице - Игумении этого места, чтобы она просветила специалистов по этому делу, что мы хотели защищать не наше личное, а исключительно монастырское имущество. Это был мой долг как игумена монастыря. Монахи всегда любили греческий народ, и наиболее благочестивые его представители почитали подвизающихся здесь монахов, обращались к ним за духовным окормлением. Но сегодня общество теряет веру, и мир хочет растворить монашество, живущее по Божиим установлениям. К сожалению, власти предержащие зачастую относятся негативно к монашескому суверенитету.

- Как с Афона видится Россия?

- На Россию мы смотрим с большим упованием. Очень важно, что коммунизм пал без революции и кровопролития. Как бумажная крепость. Во время моих визитов на русскую землю я замечал, как возрождается русский народ, как скоро, ревностно восстанавливают храмы и монастыри. Сегодня Русская Церковь - хвала всему православию. Россия еще будет процветать, потому что постепенно возрождается и духовное здоровье народа. И думаю, что из духовного возрождения России вырастут правильные и хорошие старцы. Потому что столпы каждой Поместной Церкви - это старцы. Это те, кто по-настоящему управляет народом Божиим. И как говорит Иоанн Лествичник: «Для монахов свет - это Ангелы. А для мирских людей свет - это монахи». Поэтому сегодня мы остро нуждаемся в таких святых, как преподобный Серафим Саровский, чтобы люди могли находить истинное духовное утешение.

Россия сейчас переживает невероятное время свободы церковной жизни. И вы должны использовать эту свободу для возвращения к своим мощным духовным истокам - опыту преподобных отцов Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Александра Свирского, Амвросия Оптинского, Силуана Афонского. Вы должны продолжать в их духе. Чтобы прикоснуться к нему, надо научиться основам духовной жизни. А этому невозможно выучиться по книгам. Одному греческому игумену, который посвящал все свое время чтению святых отцов, я сказал, что он поступает, как больной, который хочет вылечиться, только читая медицинские книги. Очень большое значение имеет живое общение с носителями духовной традиции. В этом смысле общение с афонскими монахами может принести России великую пользу.

Подготовили Андрей Фефелов, Ольга Орлова

http://pokrov.pro/na-rossiyu-my-smotrim-s-bolshim-upovaniem/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Фефелов
«Что это, если ни издевательство над памятью Булгакова?»
О новой экранизации «Мастера и Маргариты»
08.02.2024
«Нашим идейным западникам не на что больше опереться»
Крах западной либеральной утопии — это приговор всему западничеству
06.12.2023
Антицивилизация
Зловещие теория и практика глобального капитализма
24.11.2023
Все статьи Андрей Фефелов
Ольга Орлова
Памяти Наталии Константиновны Кречетовой. К 40-му дню
«Все и всё вокруг неё умиротворялось»
28.12.2022
Памяти митрополита Амфилохия (Радовича; † 30.10.2020)
«Мы идём до Христовой победы»
31.10.2022
Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
«Мы ловили каждое слово владыки»
03.12.2021
«Публичная дискуссия – это метод, который реально работает»
Игорь Ашманов о цифровизации, «медийных животных» и современной проповеди
11.11.2021
Все статьи Ольга Орлова
Архимандрит Ефрем Ватопедский
Иосиф Исихаст: Дитя мое, хочу слышать твою молитву и никакого празднословия
Из воспоминаний афонского старца Ефрема Ватопедского о своем духовном отце Иосифе Исихасте и его умной молитве
09.11.2017
Все статьи Архимандрит Ефрем Ватопедский
Последние комментарии