Православный храм, построенный неправославными

0
298
Время на чтение 5 минут

Этот материал на конкурс журналистских материалов «Святые люди и места земли Саратовской» пришел в редакцию из Германии, где вот уже несколько лет живет и работает его автор - наш земляк Илья Козловский. На родине в Саратовской области он бывает пару раз в год, совершая с товарищем краеведческие фотопоездки по сёлам и деревням. Исторические очерки публикует на своём сайте. За годы работы собрался приличный архив по истории храмов Саратовской и Самарской губерний (современной Саратовской митрополии). Рассказ о храме, расположенном в с. Афанасьевка Воскресенского района, мы предлагаем вашему вниманию.

Александро-Невская церковь в 2011 годуСовременная Афанасьевка - это небольшой, малоприметный населенный пункт Воскресенского района. Таковым село, численность населения которого и в дореволюционные времена не превышала трех сотен жителей, было на протяжении всей своей двухсотлетней истории. Тем не менее, в последние годы об Афанасьевке регулярно пишут в прессе. Поводов для этого два: православный реабилитационный центр, созданный в селе Дмитрием Юрьевичем Путиным в 2011 году по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, и сохранившийся каменный храм конца XIX века постройки.

Последний в советские годы был закрыт и долгие годы выполнял функцию клуба, из-за чего утратил внутреннее убранство и пришел к началу XXI столетия в запустение. Его постепенное восстановление началось по инициативе жителей соседней Елшанки в августе 2005 года и продолжается до сих пор. Сразу после возвращения храма верующим были проведены первоочередные ремонтные работы, однако из-за малочисленности прихода и нехватки средств до масштабных восстановительных работ дело не дошло. Тем не менее, с тех пор в стенах храма начали снова проводиться богослужения. В настоящее время приход составляют в основном подопечные местного реабилитационного центра, который окормляет духовенство саратовского Свято-Троицкого собора. С 11 ноября 2016 года Александро-Невский храм приписан к кафедральному собору Живоначальной Троицы города Вольска, а его настоятелем по совместительству назначен благочинный Вольского и Воскресенского благочиннических округов, секретарь Епархиального совета протоиерей Илия Кузнецов. В конце прошлого года также удалось сдвинуть с мертвой точки дело реставрации храма: усилиями постояльцев реабилитационного центра начали ремонтировать кровлю.

В то же время помимо самого здания особого внимания требует и его история, которую смело можно назвать уникальной, ведь возводилась церковь во многом усердием неправославных немцев.

Первую афанасьевскую церковь отстроили тщанием действительного статского советника Александра Афанасьевича Толмачева в 1867 году. Здание возвели из камня без трапезной и колокольни, на устройство которых храмоздатель завещал капитал в 3000 рублей. Село никогда не являлось приходским и было приписано к Антониевскому храму соседнего Чардыма. Скромная церковь стояла посреди барского сада, ее крест был издалека виден проезжавшим через Афанасьевку по тракту из северных сел Саратовского уезда. После Толмачевых усадьба перешла к немцам Зейфертам, при которых церковь заметно обветшала. В 1880-х годах чардымский священник Леонидов общался с хозяином усадьбы на предмет переноса храма в центр села, но ввиду смерти последнего ни о чем договориться не удалось. В 1893 году новый священник Чардыма Георгий Евгеньевич Клиентов побывал в Афанасьевке и застал церковь в аварийном состоянии, с трещинами на стенах, осыпавшейся штукатуркой и ржавой крышей. Заручившись поддержкой благочинного, священника села Матюшкино (Ивановка) Н.Ф. Златорунского, Клиентов продолжил переговоры с унаследовавшим имение Давидом Богдановичем Зейфертом, который согласился возвести за свой счет новый храм в центре села. Трапезную же и колокольню решили достроить на завещанные Толмачевым средства. Указом от 13 (26) мая 1895 года Духовная консистория удовлетворила ходатайство о переносе афанасьевской церкви, но работы пришлось отложить на несколько лет из-за того, что одновременно уже возводился новый храм в Чардыме. Весной 1898 года старый афанасьевский храм в усадебном саду сломали и заложили фундамент нового здания по проекту городского архитектора А. М. Салько. К осени были завершены стены, окончилось строительство летом 1899 года. Несмотря на осеннюю распутицу, 18 (31) октября освящать церковь в Афанасьевку прибыл Преосвященнейший Иоанн, Епископ Саратовский и Царицынский. К всенощной в тот день ждали певчих и ризницу, которые должны были приехать через Чардым пароходом из Саратова, но из-за технической поломки певчих отправили поздним рейсом, а ризницу повезли на лошадях. Всенощную в итоге служил ключарь саратовского кафедрального собора протоиерей А.С. Урбанов, а хор составили из приехавшего на торжество окрестного духовенства. На следующий день, 19 октября (1 ноября) 1899 года, Епископ Иоанн совершил чин Великого освящения афанасьевской церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского. После Божественной литургии участники церемонии, свидетелями которой помимо православного населения были и несколько десятков местных немцев-хуторян, направились на обед в дом Зейферта, где хозяину усадьбы и ктитору храма зачитали благодарственное письмо от местных прихожан. На этом двухдневное торжество по поводу освящения Александро-Невского храма закончилось. Сегодня, благодаря священнику Георгию Клиентову, оставившему подробные воспоминания об этом историческом событии всвоей статье в «Саратовских епархиальных ведомостях», (№4 1900 год.), мы можем мысленно перенестись в тот знаменательный осенний день, и хочется верить, что новое торжество освящения отреставрированной церкви состоится уже в ближайшем будущем.

Примечательно, что в конце 2016 года в Саратове был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в районе завода «Крекинг», построенный по проекту, за основу которого был взят Александро-Невский храм в селе Афанасьевка. Идея построить новый храм по образу и подобию афанасьевской церкви принадлежит Митрополиту Лонгину. Старые чертежи храма сохранились в архивах лишь частично и были дополнены и доработаны реставрационным отделом Саратовской епархии. По этому проекту в рамках программы «Строительство 20 православных храмов в г. Саратове» возведено еще два храма.


Материал - участник конкурса журналистских материалов «Святые люди и места земли Саратовской» - подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества - история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Фото автора

Илья Козловский

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pravoslavnyjj-hram-postroennyjj-nepravoslavnymi
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21