Родная речь против «либерлингвы»

Доктор политических наук Александр Щипков - о сущности языка как социального института

0
288
Время на чтение 3 минуты
Фото: из личного архива Александра Щипкова

Столетие Февраля-Октября. Тяжелый юбилей. И уже в который раз в общественное пространство вбрасывается тема «коллективной вины», которая наряду с пожеланием естественного вымирания «маргиналов, не вписавшихся в рынок», стала символом циничных девяностых. Тогда общество еще морально не окрепло. Освободившись от одной идеологии, мы не ожидали, что нас моментально опутают новыми идеологическими сетями.

Нынче опять и опять твердят о коллективном покаянии, о том, что «есть ошибки и преступления личные, а есть народные, общественные», что не надо «осуждать конкретных людей, вовлечённых в трагедию ХХ века», а надо отвечать и каяться сообща, коллективно. Говорят это с видом «воплощенной укоризны» отчизне, как Петруша Верховенский.

Уверяют, что в 1917 году случилась «нравственная деградация, в результате которой общество потеряло способность различать добро и зло в своей жизни». То есть они за нас решили, что каждый из нас потерял эту способность. И только через общее «покаяние нам можно обрести очищение».

Это напоминает магический обряд, жизнь религиозных сект - ведь в христианстве каждый исповедуется только в личных грехах. Но наши менторы верят в неких богов Истории, которых прогневал русский народ. Этих богов они упорно призывают умилостивить. В противном случае «нужно будет поставить крест на России и признать, что ее история окончена навсегда».

Это ультиматум всем нам. Окончательный вердикт. Народ виновен! Со «старого режима» взять, конечно, нечего, а вот нынешнее общество можно обложить данью - навязать в виде штрафа за чужие преступления удобную идеологию. Например, приравнять желание жить в социальном государстве к прославлению классовых чисток.

Вновь доносится из бездны язык позапрошлого лихого десятилетия. Этот «новояз» пахнет кровью и рейдерством. Ему бы стать музейным экспонатом, памятником либеральному Левиафану. Но нет. Несогласных клеймят сталинистами. Согласным выдают билетик в «приличное общество».

После 2014 года всё это отдает дурной клоунадой. Общество устало от этой риторики, его все труднее заставить говорить на этом «наречии», принять этот «символ веры». У нас другая вера.

И эта проблема не только политическая, это проблема языка. Язык - это социальный институт, который определяет, как мы говорим и поступаем, какой жизненный мир мы себе создаём. И когда социальные перемены запаздывают, элиты пытаются контролировать общество с помощью языка. Нам стремятся навязать модель единственно правильного социума с единой сверхидеологией.

Можно ли сопротивляться этой новой тоталитарности? Можно. Надо только сделать эту чужую речь предметом разговора и разбора. Не говорить на этом «наречии», не принимать его идиомы, но анализировать. Именно к этому стремятся авторы вышедшего недавно сборника «Язык», представившие читателю культурно-языковой срез современного российского общества. Они проанализировали "либерлингву" с разных точек зрения.

Язык публичного историзма на примере темы Первой мировой войны (Евгений Белжеларский), концептосфера и политические коннотации понятия «русский» (Василий Щипков), аутентификация традиционного национального образа и смыслов (Андрей Рогозянский), язык современного искусства и феномен "прямого высказывания" (Николай Пиотровский), современный язык Церкви (Дмитрий Полковников). «Язык» стал логичным завершением трилогии сборников (ранее вышли «Перелом» и «Плаха»), а его авторы постарались сообща дать целостную картину культурно-языковой реальности современной России.

С точки зрения авторов сборника, комплекс коллективной вины, который хотят привить обществу, устроен просто. Речь идет не о поступках конкретных людей, как в христианстве, а об общем ощущении "скверны". В этом состоянии критичность общества резко снижается, и оно становится объектом манипуляций. Чтобы «очиститься от скверны», народ должен добровольно принять наказание, поступиться своей идентичностью, отказаться от намерений самостоятельно решать своё будущее. Иначе - «гражданский мир невозможен». Так работает сегодня либеральный язык.

Создатели сборника "Язык" уверены: общество не признаёт власть устаревших дискурсов, отторгает их. Но этого мало. Пока мы не сформируем новый язык, язык доверия и солидарности, пока мы не возродим "родную речь", мы не сможем двигаться вперед. Пришло время демонтировать мертвые стереотипы, которые удерживают нас в состоянии застоя и не позволяют национальному большинству в законной и цивилизованной форме реализовать своё право на демократию, верность традиции и социальную справедливость. Процесс уже сдвинулся с мертвой точки и будет идти по нарастающей.

Автор - социолог религии, Доктор политических наук Александр Щипков​​​​​​​

http://izvestia.ru/news/692747

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Щипков
Путин и Русский Мир
«Щипков № 297»: Анализ интервью Такеру Карлсону
28.02.2024
Все статьи Александр Щипков
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:28
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07