Епископ Душанбинский и Таджикистанский: У наших прихожан можно многому научиться

Питирим.png Владыка Питирим, епископ Душанбинский и Таджикистанский - личность поистине уникальная. Возглавляемая им епархия Русской Православной церкви существует в условиях, назвать которые непростыми - это значит сильно ситуацию приукрасить. Но даже в этих условиях и сам владыка Питирим, и вверенная ему епархия ведут работу, направленную не только на духовное окормление наших соотечественников в Таджикистане, но и буквально спасают некоторых из них от смерти физической.

7 июня Его Преосвященству, за неделю до этого принявшему участие в XI страновой конференции российских соотечественников в Таджикистане, исполнилось 50 лет, на юбилей владыки специально приехал митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

- Ваше Преосвященство, спасибо Вам большое за то, что уделили время из Вашего плотного графика. Позвольте присоединиться к поздравлениям по поводу Вашего юбилея и задать несколько вопросов относительно деятельности Вашей и вверенной Вам епархии.

Таджикистан - страна, по преимуществу, мусульманская. А какую роль играет Православие в жизни таджикистанского общества?

- На первый, поверхностный взгляд - незаметную. Но если послушать рассказы наших прихожан, переживших здесь в 1990-е годы гражданскую войну, то значение Православия в Таджикистане окажется судьбоносным. В самые опасные минуты покровитель Душанбе святитель Николай Мирликийский сам спасал людей - выводил их из-под обстрела, предупреждал о смертельной опасности. А одной женщине было откровение во сне: она видела стекающую на город черную лавину вооруженных людей, но появился святой Николай Чудотворец, раскинул в сторону руки - и вся эта армада остановилась.
В мирное же время в Свято-Никольском кафедральном соборе г. Душанбе каждый день совершается Божественная литургия, за которой священники молятся и мире на таджикской земле, властях и воинстве, о благосостоянии этой страны и всего мира. Молитва за литургией имеет великую силу.

Но помимо молитвенного делания, мы осуществляем и просветительскую миссию - ту, которую начали здесь 150 лет назад наши славные предки. Православные верующие во всех храмах Таджикистана приобщаются к русской православной традиции. А это и русский и церковнославянский языки и литература, это отечественная история, церковная певческая культура, церковные праздники и посты - это все наши корни, которые питают древо православного русского мира, как бы широко ни раскинулись его могучие ветви. Окружающие нас мусульмане очень внимательно смотрят, как мы живем, как веруем, и по нашим делам судят о нашей вере. А это большая ответственность - свидетельствовать своей жизнью истинность христианской веры.

- С какими нуждами, по преимуществу, сталкиваются прихожане вверенной Вам епархии и как епархия помогает в их разрешении?

- В основном - это трудности материального порядка. Таджикистан - самая бедная страна СНГ. К тому же здесь недавно прошла опустошительная война, последствия которой самым трагическим образом отразились и на наших соотечественниках. Большинство из них стали беженцами. Но те, кто остались, находятся порой в самых бедственных обстоятельствах. Самые незащищенные - это пожилые люди, у которых мизерная пенсия. Наших престарелых прихожан мы материально поддерживаем: по церковным праздникам оказываем им финансовую помощь, кормим, помогаем продуктами, одеждой.
Но если в столице и крупных городах, где у нас есть православные храмы, мы еще можем отслеживать ситуацию, то в дальних кишлаках можно столкнуться со случаями поистине трагическими. Приведу два последних случая, которых, я уверен, гораздо больше. Русская мать-одиночка, инвалид, с двумя детьми, мальчиками 16-ти и 6-ти лет, без работы, никаких средств к существованию нет вообще - социальные службы тут практически не работают. Спрашиваю: а на что вы живете, как питаетесь? Ответ: что соседи-таджики подадут, то и едим. Потом выясняется, что старший сын ни разу в жизни не ел мясо, поэтому в свои 16 лет выглядит как 12-летний. И уже не может есть мясо, которым его пытались накормить в храме, - его тошнит.

Другая история. Мать, русская, с тремя детьми от 16-ти и младше, беременная четвертым от русского мужика, который не хочет работать. У них разрушился дом этой зимой. Осталась крохотная кухонька, которая в любой момент может рухнуть на жильцов. Жить негде. С финансами та же ситуация - что соседи-таджики подадут, то и едят. Благо, что соседи добрые, хотя сами сильно нуждаются. Мы бросили клич в соцсетях - собрали более ста тысяч рублей и с бескорыстной помощью соседей-мусульман построили бедной женщине новый дом. И есть еще два таких случая с рухнувшими домами, правда, детей там нет. Хотя мы сами не имеем практически никакой помощи ниоткуда, но стараемся помогать в таких ситуациях. Я сам пишу обращения на своей странице в Фейсбуке, и добрые люди отзываются. Но вот как-то планировать такую работу мы не можем, потому что нет постоянного финансирования.

- А сама епархия как структура - чем могли бы ей помочь желающие, чтобы Православие продолжало занимать достойное место в ряду других конфессий, представленных в Таджикистане?

- Самая большая наша нужда - это кадры. У нас нет регента даже архиерейского хора, не говоря уже про все остальные. Никто в Таджикистан ехать не хочет. Прошли времена энтузиастов-бессребреников. Посулами о великой награде в Царстве Небесном современного человека на подвиг служения Богу не призовешь. А ведь это не высокие слова - это действительно так - самая большая награда там, где самая большая нужда.
Мне нужны священники-монахи, пономари, певчие; повара даже нет, который мог бы готовить пищу в соответствии с нашими православными традициями - постами и праздниками. Ну и, конечно, любая финансовая помощь нам крайне необходима, как на развитие просветительской деятельности, так и на социальное служение.

- Известно, что епархия не только духовно окормляет своих прихожан, но и участвует в целом ряде социальных, учебных, общественных проектов. Какие из них Вам представляются наиболее важными?

- Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Но если говорить на перспективу, то нам нужна не разовая, а постоянная материальная помощь для содержания и оплаты труда сотрудникам духовно-просветительского центра, который мы строим в Душанбе и где планируем открыть курсы русского языка и литературы, истории и традиции не только для российских соотечественников, но и для всех желающих приобщиться к русской культуре. Поддержка наших социальных проектов тоже очень нужна - чем беднее страна, тем больше в ней остро нуждающихся в материальной помощи. Такое служение ближнему никогда не останется без особого Божьего благословения. Есть у нас и молодежные проекты - летние лагеря в горах, конкурсы, фестивали, которые могут проходить на достойном уровне только при помощи благодетелей. А вот с благодетелями здесь трудно.
Местный бизнес находится в очень тяжелых условиях и не спешит оказывать помощь. А российские бизнесмены открыто говорят, что в Таджикистане они не будут поддерживать гуманитарные и социальные проекты. Почему, я не знаю. Но это очень грустно - ведь помогать нужно в первую очередь тем, кто больше нуждается.

- Вопрос скорее личного характера - какими Вы видите Ваших прихожан? Кто они?

- Это люди, которые безумно любят Россию. Они жадно «впиваются» в каждое новое лицо, прибывшее из их родного Отечества. И все им нравится: и то, что беленькие, чистенькие, и говор чисто русский, без акцента, и спокойная манера общения - все вызывает восторг и умиление. Люди здесь очень гостеприимные и шумные, как все южане. Но на службе в храме ведут себя очень тихо. И рады каждому русскому, приехавшему к ним научить их быть русскими. А оказывается, что у них самих многому можно научиться - терпению, выносливости, радушию, гостеприимству, уважению к старшим.

- Не секрет, что сейчас очень многие наши соотечественники, как в Таджикистане, так и за его пределами, особенно остро нужда
ются в духовной поддержке, задаваясь вопросами о том, как в наше непростое время, когда мир меняется буквально на глазах, строить свою жизнь дальше. Что бы Вы сказали им в качестве духовного напутствия?

- Современный мир сильно поляризуется: все более четко обозначаются границы двух экзистенциальных полюсов - духовного и бездуховного. В православной аксиологии - это истинное христианство и антихристианство. Совмещать и то и другое становится все более неудобно - слишком уж откровенно заявляют себя враги Христовой Церкви. В такие времена христиане вставали на путь исповедничества и мученичества.
Главным духовным подвигом в наше время становится твердое и бескомпромиссное свидетельство, что ты христианин, который придерживается традиционных ценностей христианства, не разменивая их на удобные и модные побрякушки. Слова Бога к Ангелу Филадельфийской Церкви из «Апокалипсиса» святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова обращены ко всем ныне живущим на земле "И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле" (Откровение 3: 10).
- Спасибо большое, Ваше Преосвященство!

Пресс-служба Московского Дома соотечественника

http://mosds.mos.ru/presscenter/news/detail/6192684.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Питирим (Творогов):
Все статьи автора
Последние комментарии
Запрет на ценностное мышление
Новый комментарий от Александр Волков
21.10.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от monarhist
05.12.2019
Либерализм как греховная идея
Новый комментарий от Александр Волков
15.11.2019
Александр Щипков: О задачах русского реалистического театра
Новый комментарий от Александр Волков
05.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019