Выходец из Антигуа, создавший «Африканскую православную церковь»

0
235
Время на чтение 5 минут

Антигуа и Барбуда - островное государство в Карибском море. Среди его сынов достойное место занимает Джордж МакГвайр, основатель «Африканской православной церкви». К моменту его смерти эта церковь насчитывала около 30 000 верующих, 50 клириков и десятки приходов в США, Уганде, Кении, Канаде, Венесуэле, Кубе и Антигуа. Что это был за человек, и почему свой духовный поиск он решил обратить в сторону Православия?

Джордж МакГвайр родился 28 марта 1866 года на острове Антигуа в селении Свитс. В этих краях прошли его детство и юность. Он окончил местную школу и колледж, а затем семинарию Моравской церкви. Шесть лет Александр был пастором этой церкви - с 1888 по 1894 годы.

В 1894 году он переезжает в США, где переходит в англиканство и спустя два года становится англиканским священником. Он был настоятелем церкви святого Филиппа в Ричмонде (1898-1900), церкви святого Фомы в Филадельфии (1901-1905) и миссионером для афроамериканцев в Арканзасе (1905-1909). О его проповедническом таланте свидетельствует тот факт, что всего за четыре года на этой должности он увеличил число миссий с одной до девяти.

В 1910 году он получает медицинское образование в Бостонском колледже. В это же время он основывает в Кембридже общину для чернокожих выходцев с Карибских островов, переселившихся в США. Однако эту общину Епископальная церковь не признает, и МакГвайр все больше убеждается в том, сколь малы перспективы для чернокожих общин в этой церкви, где его собственный епископ придерживался принципа сегрегации, то есть отделения черных прихожан от белых.

Получив известие о болезни матери, Джордж все оставляет и возвращается на Антигуа в 1913 году. Здесь он в течение пяти лет ухаживает за матерью, служит в Англиканской церкви и оказывает медицинскую помощь нуждающимся жителям.

После смерти матери МакГвайр возвращается в США и здесь принимает активное участие в движении за обеспечение гражданского и общественного равноправия для чернокожего населения. Будучи верующим человеком, он желает обеспечить такое равноправие и в церковной христианской жизни. Своим последователям он говорит: «Мы обязаны вернуться к родной Церкви». И в поисках этой Церкви Александр открывает для себя православную христианскую традицию. Она настолько воодушевляет его, что в 1921 году он неожиданно для многих объявляет о создании «Африканской православной церкви», главой которой и становится.

Почему же Джордж МакГвайр счел необходимым обратить взгляды чернокожих христиан Америки именно к Православной Церкви? Он называл две причины. Во-первых, потому что это оригинальная, подлинная Церковь Христа, имеющая непрерывное апостольское преемство. Во-вторых, потому что Православие «никогда не ассоциировалось с расизмом и колониализмом».

Чернокожие верующие с древнейших времен были частью Православной Церкви, становились и знаменитыми святыми

Действительно, чернокожие верующие с древнейших времен были частью этой Церкви и даже становились знаменитыми православными святыми. Например, преподобный Моисей Мурин, монах IV века, живший в Египетской пустыне, или блаженный Елезвой, царь Эфиопский.

Знакомству МакГвайра с Православием, как считается, помог уроженец Ямайки Роберт Морган, который вместе с ним был священником Епископальной церкви США и преемником МакГвайра на должности настоятеля церкви святого Филиппа в Ричмонде. Морган еще в начале ХХ века стал изучать историю Церкви, в результате чего убедился, что именно Православная Церковь есть «столп и утверждение истины». В 1904 году он отправился в Российскую империю, чтобы познакомиться с Православием уже не по книгам, а в жизни. Здесь он посетил монастыри и храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Одессы и даже стал особым гостем русского императора Николая II. Вскоре Роберт Морган принял Православие с именем Рафаил и в 1907 году был рукоположен митрополитом... в священника Константинопольской Православной Церкви.

Такой разительный контраст, когда молодой чернокожий христианин принимается с большой любовью на самом высоком уровне в православной стране и в то же время в своей собственной стране он не имеет права даже пить воду из того фонтанчика, из которого пьют белые, больше любых деклараций убеждал МакГвайра в том, что Православная Церковь не только в истории, но и в современности свободна от расизма.

Джордж Александер Макгуайр Джордж Александер Макгуайр

Но, в отличие от отца Рафаила Моргана, Джордж МакГвайр пошел по другому пути, он не присоединился лично к Православной Церкви, а решил создать свою большую церковь, предполагая в будущем договориться о ее признании со стороны Православия. Инициатива МакГвайра быстро встретила сочувствующих, и прежде всего проживающие в США выходцы из Антигуа и других Карибских островов устремились в его церковь. Благодаря его проповедническому и организаторскому таланту количество верующих стремительно росло, и отделения церкви стали появляться за пределами США, в том числе и в Африке.

С самого начала Джордж МакГвайр вступил в переговоры с Русской Православной Церковью о его рукоположении, но хотя встретил доброе отношение к себе, не мог получить просимое. Причина в том, что он фактически хотел получить рукоположение от Церкви, клириком которой не собирался быть, но возглавлять при этом свою «независимую церковь», а это противоречит православным правилам и учению о Церкви. Однако он смог договориться об этом с архиепископом Вилеттом - главой самопровозглашенной «Американской католической церкви». Тот рукоположил Джорджа МакГвайра в сан епископа 28 сентября 1921 года.

В том же 1921 году МакГвайр встречается лично с патриархом Константинопольским Мелетием и проводит переговоры о возможности признания «Африканской православной церкви». Он убедил патриарха в том, что они верят в Троицу и две природы воплотившегося Христа, признают семь Вселенских Соборов, исповедуют неповрежденный Символ веры (без католической добавки filioque), почитают Богородицу, веруют в спасение не только верой, но и делами. По словам Джорджа, патриарх согласился, что их учение в этих пунктах православное, однако вопрос о признании и общении в таинствах был отложен до того времени, когда «Африканская православная церковь» «покажет стабильность и рост».

В наше время в Антигуа появился приход канонической Православной Церкви

В 1924 году следующий Константинопольский патриарх Григорий VII в рамках продолжающегося диалога запросил больше информации о церкви МакГвайра. Оказалось, что, хотя он во многом воспринял православное догматическое учение, во всем остальном, включая богослужение и приходскую жизнь, «Африканская православная церковь» продолжила держаться англиканских порядков. При жизни Джорджа МакГвайра ее перевод в полностью православное русло так и не состоялся, и поэтому она так и не стала частью Вселенской Православной Церкви.

Джордж умер 10 ноября 1934 года и похоронен в Бронксе. Уже после его смерти отделения «Африканской православной церкви» в Уганде и Кении, прихожане которых составляли более трети всех верующих, вошли в единство с канонической Православной Церковью и стали частью древнего Александрийского Патриархата. Таким образом, они довели до логического завершения то движение, которое инициировал МакГвайр. Благодаря его усилиям в конце концов тысячи африканцев нашли свой путь в Православие.

А в настоящее время и на родине Джорджа в Антигуа появился приход канонической Православной Церкви в юрисдикции Антиохийского Патриархата. Это можно считать красивым символическим завершением того пути, который этот выдающийся сын Антигуа начал сто лет назад.

Священник Георгий Максимов

http://www.pravoslavie.ru/104126.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Георгий Максимов
Все статьи Священник Георгий Максимов
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28