Новое революционное привидение

0
303
Время на чтение 7 минут

Кто его вызвал, и что с этим делать?

Недавно открывшийся в интернете «независимый аналитический проект "Ахилла"» опубликовал на своих страницах «исповедь анонимного священника» под названием «Я надеюсь на революцию в РПЦ». Цепляющий заголовок и грамотное продвижение текста принесли ему 30000 просмотров в первые же два дня. По крайней мере, так утверждает редактор и создатель «Ахиллы», бывший волгоградский священник Алексей Плужников. Полемизировать с автором опубликованного текста в каком-то смысле уже бесполезно. Но вот его нынешним и будущим активным читателям хотелось бы сказать несколько слов.

Во-первых, нам не предъявлено никаких доказательств, что автор в самом деле священник, что он православный, что он, в принципе, существует. То же, кстати, касается любых других анонимных текстов (а также текстов, опубликованных под неизвестными псевдонимами, никами, кличками и прочими маскировочными средствами).

Люди, всерьез вступающие в диалог с анонимными авторами, ведут себя столь же неосмотрительно, как и люди, согласные беседовать с духами на спиритических сеансах или с голосами, звучащими в голове. Беседа с пустотой не приведет ни к чему хорошему. Даже если пустота отвечает.

Одним словом, кем бы ни был автор (или авторы) анонимного текста, нам ни в чем не стоит ему доверять. Выдумать героя в наше время гораздо легче, чем быть им. И если мы когда-нибудь захотим сказать кому-нибудь что-то важное, мы должны будем сначала назвать свое имя. Если захотим, чтобы нашим словам верили, - нам придется довериться окружающим. Разумеется, партизаны на оккупированной врагом территории, имеют право вести себя иначе. Но, насколько я помню, даже партизаны больше доверяли не тем, чьи слова выглядели интересно и красиво, а тем, чьи дела они лично знали. А от тех, кто демонстративно и громко ругал власть, старались держаться подальше. Как от провокаторов или просто неумных людей.

Во-вторых, как бы это ни было сложно, никакие чужие слова (а тем более анонимные) не должны лишать нас мирного настроения и душевного равновесия. Как человек, который годами запойно глотал по ночам романы и до умопомрачения упивался стихами, а потом переживал впечатления месяцами, я знаю, о чем говорю. Никакой пользы никому в мире наше волнение не принесет. А вред (для собственной души) будет весьма ощутим.

Те, кто до сих пор глубоко возмущен словами анонимного автора про «революцию в церкви», увы, поддались на его провокацию в той же мере, как и те, кого эти слова обрадовали. Те, кто сгоряча бросился уличать автора во лжи, поступили также опрометчиво, как и те, кто принялся восхвалять его правдивость.

Истинность или ложность своих высказываний христиане привыкли подтверждать делами. А без имен и поступков, все сказанное остается просто набором букв. И работать с этими буквами следует не как с Откровением, а как с любым другим текстом. Подвергать его анализу, задавать вопросы, сравнивать с иными текстами... А, главное, помнить: даже если какие-то рассуждения кажутся нам правильными, это вовсе не означает, что они правильно отражают действительность.

И уж совсем странной должна показаться мысль исправить или даже революционно сломать «неправильную действительность», создававшуюся веками, сообразно «правильному тексту», написанному вчера неизвестно кем. Тем более, что сломать легко, а построить трудно.

Главное, помнить: даже если какие-то рассуждения кажутся нам правильными, это вовсе не означает, что они правильно отражают действительность

В-третьих, христианам, живущим в информационном обществе, пора бы уже привыкнуть к тому, что «правда», как и многие другие святые понятия, к сожалению, стала торговым брендом и инструментом прямой пропаганды. Собственно, это произошло еще в XIX веке, когда во времена Крымской войны (Британия и Франция воевали против России) группа эмигрантов во главе с Александром Герценом при деятельном финансовом содействии банкира Ротшильда стала печатать в Лондоне «чистую правду» и посылать ее русским в тыл. Многие образованные люди в России тогда купились на этот фокус и даже перечисляли лондонским издателям неплохие деньги. Все-таки наглое использование правды в боевых целях было еще в новинку. В Первую мировую войну свою «правду» для солдат и рабочих противника издавали уже все воюющие державы. А уж коммунистический-то режим с его ежедневной и обязательной газетой «ПРАВДА» за 4 копейки должен был хоть чему-то нас научить!

Поэтому, когда редактор разместившего текст портала в запале утверждает, что «автор... совершил подвиг - сказал правду, ту правду, которую он видит и чувствует», мы можем совершенно спокойно заменить здесь слово «правда», на слово «мнение» или «впечатление». По сути, от такой замены ничего не изменится, только вот смутить нас будет уже труднее. Да и про «подвиг» придется забыть. Хотя у безымянных солдат информационной войны, возможно, существует свое понимание этого древнего слова.

А то, что публикация анонимного текста, как и работа самого портала «Ахилла» в целом - есть акт информационной войны против Русской Православной церкви, у нас не должно вызывать никаких сомнений. Алексей Плужников может сколько угодно утверждать, что «это не мировоззренческий проект, который что-то хочет доказать, устроить революцию в РПЦ, кого-то очернить или отомстить», - его поступки, размещенные им тексты ярко демонстрируют обратное. Это именно война с той церковью, в которой мы живем, и которую мы хорошо знаем. Нападки на «плохих епископов», угнетающих «хороших» священников и монахов и ничего не ведающий народ, не должны никого обманывать. На войне ведь первым делом стремятся разгромить именно штаб и уничтожить офицеров противника. Полагать, что народ при этом не пострадает, глупо. Но и возмущение тут не поможет. На войне надо сопротивляться.

Конечно, информационное сопротивление имеет свои правила. Это только радикальные исламисты могут позволить себе сжигать помещения, оскорбляющих их журналов, и расстреливать их сотрудников. От слепой ненависти к противнику христианам следует воздержаться. Можно даже вспомнить, что Господь заповедовал любить и прощать врагов. Но уж верить-то им и их «правдам», их «манифестам», призывающим сокрушить «режим», который живет «у нас в голове, и страшен тем, что мы его не видим», - мы при этом точно не обязаны. Это наша голова и никому, кроме Бога, не следует позволять в ней копаться.

Именно под таким углом и следует рассматривать подобные «анонимные исповеди». Как чужой опыт чужих и чуждых нам неизвестных существ. Он - не наш! Излагаемый в тексте взгляд на нашу церковь - не наш. Даже если он кажется чем-то похожим на наш, нужно трижды перекреститься, прежде чем пытаться его как-то освоить.

Посмотрите, к каким выводам приходит автор.

«Только очень плохой артист отождествляет свое лицо с гримом и свой ум - с набором реплик из пьесы. А я хороший артист. Церковь это театр, витрина, и обмануть она может только очень неумных и экзальтированных людей, как артист обманывает детей, одеваясь в костюм Деда Мороза. Но ребенок это ребенок, а взрослый человек, верящий разодетому бородатому мужику, который претендует на знание божественного откровения - просто дурак. Ну, а сам мужик, одевшийся в костюм Деда Мороза и верящий, что от этого он в самом деле стал Дедом Морозом - полный идиот».

Мы можем согласиться с этими выводами?!

Если да, то пребывание в церкви для нас бесполезно.

Церковь нужна не для актерской игры, а для служения и спасения. И если служение еще как-то можно изображать напоказ, то спасению себя или даже самых умных, самых неэкзальтированных ближних не поможет никакой костюм и никакая революция. А если спасение недостижимо, то какой смысл остается в улучшении внутрицерковных порядков? Кому оно тогда нужно?

Да и какая артистам разница, как она там внутри - плохо или хорошо - устроена? При правильном устройстве им стало бы вдруг стыдно обманывать себя и людей?

Если же мы не согласны, то какая нам разница, какие жизненные обстоятельства, какие «церковные проблемы» привели автора к его утверждениям? Если его реальность, его «правда» глобально не совпадает с нашей, какие тут можно обсуждать «улучшения»? Улучшения его костюма, грима и реплик из пьесы?

Мы можем пожалеть автора этого текста (если он и впрямь существует), можем оплакивать его бессмертную душу (хотя тут Плужников прав, большинство таких заочных «оплакиваний» - не более чем дешевая сентиментальность). Но мы не можем всерьез обсуждать с ним никаких религиозных проблем до тех пор, пока для него «религиозность реально отупляет человека». Еще чуть-чуть, и содержание текста буквально совпадет с первой строкой тринадцатого псалма. Что же тут обсуждать? И с кем?..

Никакой революции не будет. Революции не совершаются анонимными артистами. Именно такое «артистическое» поведение, в итоге, и заслуживает ненависть, если не презрение народа. Хотя забвение тут - более вероятный исход. Помнить-то ведь будет некого

«Я очень надеюсь на переход количественных изменений в качественные и на революцию в РПЦ, которая в своем нынешнем виде просто обязана перестать существовать. В противном случае, она заслужит если не ненависть народа, то презрение, это точно. И когда система начнет рушиться, я надеюсь на тот момент уже не быть ее частью».

Признаюсь, поначалу эти строки задели и испугали меня, как и многих. Но, поразмыслив над ними несколько дней, хочу успокоить вас. Никакой революции не будет. Революции не совершаются анонимными артистами. Во всяком случае, они не делаются надеждами таких людей, которые не только опасаются назвать собственное имя, но и заранее планируют свое бегство со сцены. Между прочим, именно такое «артистическое» поведение, в итоге, и заслуживает ненависть, если не презрение народа. Хотя забвение тут - более вероятный исход. Помнить-то ведь будет некого.

http://naslednick.online/rubric/my/my_997.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артем Ермаков
Желтые традиции
Нападки прессы на Российское государство всегда были обусловлены не только политикой, но и интеллигентским мировоззрением
18.07.2006
Вторая жизнь Дмитрия Донского
Православная церковь помогала фронту не только молитвой
10.03.2005
Все статьи Артем Ермаков
Последние комментарии