Мирянин, избранный Патриархом

0
383
Время на чтение 6 минут

Церковное служение святителя Фотия, Патриарха Константинопольского, пришлось на вторую половину IX века - период, когда была окончательно побеждена ересь иконоборчества, но на смену ей пришла смута политическая: перевороты следовали один за другим, сын предавал мать, друг убивал друга... В этом водовороте земных страстей византийский Патриарх должен был защитить православную веру от еретических нововведений Рима, который в результате длительной иконоборческой смуты потерял духовную и культурную связь с Византией. Для этого святителю Фотию понадобились все его блестящие дарования ученого, политика и богослова. Память этого святого мы отмечаем 19 февраля.

От чтеца до епископа за шесть дней

856 год. Славное правление императрицы Феодоры увенчалось полным восстановлением иконопочитания, но закончилось печальным образом: ее сын Михаил сверг свою мать с престола и, получив неограниченную свободу, предался пороку пьянства, за что и получил неблагозвучное прозвище Пьяница. Подлинным правителем империи стал его дядя - Варда. В результате всех этих драматических событий был низложен в 858 году Патриарх Игнатий - императору Михаилу III и стоящему за ним Варде нужен был свой ставленник на Константинопольской кафедре. Патриарха Игнатия оклеветали, обвинив в заговоре, и вынудили - по некоторым сведениям, самыми жесткими мерами - подписать отречение от патриаршества. Будущий святитель Фотий - блестящий ученый, преподающий в университете логику, диалектику, историю философии, математику и богословие, чиновник и дипломат, в то время не помышлял о духовном поприще и даже не имел священнического сана. Однако выбор пал именно на его кандидатуру, и ему пришлось за шесть дней пройти путь от чтеца до епископа. Интронизация состоялась 25 декабря 858 года. Конечно, столь странные обстоятельства возведения на престол нового Патриарха усилили раскол в обществе. И хотя святитель Фотий обладал большим авторитетом, часть верующих встала на сторону гонимого прежнего Предстоятеля. По примеру борцов с ересью иконоборчества «игнатиане» в поисках истины стали искать поддержку в Риме.

Рим и Константинополь: война Соборов

Вот только Рим уже не был оплотом православной веры, как в те годы, когда императорская власть Византии железной рукой истребляла в народе почитание икон. Незадолго до интронизации святителя Фотия на римский престол взошел Папа Николай I, который стал активно проводить политику папской теократии. Он полагал, что вся власть, как духовная, так и светская, должна быть сосредоточена в руках римского понтифика, а Римская кафедра - престол святого Петра - возвыситься над всей вселенной. Папа Николай I не признал законности возведения Патриарха Фотия на престол и потребовал от императора созыва Собора. Понтифик был оскорблен не столько тем, как светская власть обошлась с Патриархом Игнатием, сколько тем, что отстранение произошло без ведома и благословения Рима.

Константинополь - скорее всего, по настоянию святителя Фотия, которого тяготила ситуация раскола - дал согласие на Собор. Он был созван, и там, в присутствии двух папских легатов, законность интронизации нового Предстоятеля была подтверждена. Папа Римский был в ярости! Он обвинил своих легатов в том, что их подкупили византийские царедворцы, и собрал новый Собор, на котором единолично низложил Патриарха Фотия. Но Восточная Церковь это решение не приняла. В этом клубке политических страстей было трудно заметить то, что смог заметить святитель Фотий, а именно, что претензии Рима на главенство имеют не сиюминутно-политическую подоплеку, а догматическое значение, касаясь сущности того, что есть Церковь. Властные амбиции Рима нарушали принцип соборности, представляли главой Церкви не Бога, а человека.

«Фотиево крещение» россов

18 июня 860 года к берегам Босфора неожиданно причалило около двухсот судов, на каждом из которых находилось около сорока человек, принадлежащих к «свирепому варварскому народу рос», как называет этих людей летопись. Пригород Константинополя был разграблен с невиданной жестокостью. Столица империи была хорошо укреплена с суши, но византийцы не ждали опасности с моря. Император Михаил III отправился со всем войском в поход против сарацин, поэтому в городе просто не осталось людей, которые могли бы противостоять набегу врага. «Жизнь наша догорала с последними лучами солнца, - вспоминал об этом событии святитель Фотий, - а заря бытия нашего поглощалась глубоким мраком смерти... вся надежда человеческая убыла из человеков и единственная надежда оставалась только у Бога». Жителям Константинополя оставалось уповать только на чудо - и Господь сотворил такое чудо по молитве верного Ему Патриарха. Святитель Фотий обошел стены города крестным ходом, непрестанно молясь об избавлении от опасности Божией Матери. Затем молящиеся подошли к морю и опустили в волны край Ризы Пресвятой Богородицы. Сразу после этого на море поднялась сильная буря, которая опрокинула несколько кораблей неприятеля. Испуганные россы отступили, а через некоторое время обратились в Константинополь с просьбой о Святом Крещении, что и было исполнено. Так состоялось первое крещение славян, которое вошло в историю под названием «Фотиево крещение». В сообщениях греческих хронистов не указывается, кто были эти воинственные россы, однако из других источников известно, что киевские князья Аскольд и Дир с боярами приняли крещение от византийского епископа в начале или середине 860-х годов, а значит, есть все основания предполагать, что Аскольд и Дир были среди тех россов, которые так и не смогли войти во врата Константинополя.

Славянский вопрос

Воинственные славянские племена необходимо было христианизировать. Этот вопрос требовал системного решения на государственном уровне, и здесь интересы Константинополя вновь пришли в конфликт с интересами Западной Церкви. На западе, в Великой Моравии, славянские просветители Кирилл и Мефодий столкнулись с гонениями со стороны немецкого епископата. А на юге, в Болгарии, возникла ситуация, вследствие которой самому святителю Фотию пришлось вступить в богословскую полемику с представителями папского престола.

Положение дел в Болгарии было сложным. Население этой страны - славянское, но правящая верхушка имела тюркское происхождение. И если болгарские славяне были в целом готовы принять крещение от восточных миссионеров, то элита относилась к инициативам Константинополя со страхом и недоверием. Между Римом и Константинополем шла нешуточная дипломатическая война за влияние на болгарского князя, который склонялся то на сторону Рима, то на сторону Византии. Как и любой правитель, он хотел укрепить свою власть и боялся, что принятие религии от Византии лишит его политической самостоятельности. Это была далеко не лучшая ситуация для константинопольской политики, но именно этот фактор заставил святителя Фотия внимательнее приглядеться к деятельности западных миссионеров и понять, что в их вероучение вкралась чудовищная ошибка: изменение в Символе веры.

Проблема Filioque

Патриарх Фотий впервые в истории Церкви начал богословскую полемику с папским престолом относительно вставки в Символ веры, согласно которой Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. В науке эта вставка получила название filioque (лат.), то есть «и от Сына». Это добавление впервые прозвучало в 681 году на XII Толедском Соборе. Во время патриаршества святителя Фотия Символ веры с filioque приняли многие западные поместные Церкви, и именно в таком виде западный Символ веры был представлен римскими миссионерами в Болгарии. Византийский Патриарх решительно осудил это нововведение как еретическое, положив начало антилатинской полемике. В отличие от многих антилатинских полемистов, которые увлекались сугубо обрядовыми проблемами, святитель Фотий сосредоточил свое внимание на вопросах вероучения. По его инициативе в 867 году в Константинополе был созван Собор, который предал анафеме Папу Николая I, осудил учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына и объявил незаконным вмешательство Рима в дела Константинопольской Церкви.

Новый переворот

Правление императора Михаила III закончилось бесславно. Он был убит своим ближайшим другом и, говоря прямо, собутыльником, которому некогда дал права соправителя и сделал своим наследником. После смерти Михаила III его убийца взошел на престол Византии под именем Василий Македонянин. Патриарх Фотий и Патриарх Игнатий «поменялись местами»: святитель Игнатий был снова возведен на патриарший престол, а святитель Фотий попал в опалу. Рим праздновал победу. Преемник Папы Николая I - Папа Римский Адриан - торжественно предал святителя Фотия анафеме.

Однако, несмотря на постыдные обстоятельства прихода к власти, Василий Македонянин оказался хорошим политиком и очень скоро понял, что политический курс Варды и святителя Фотия необходимо продолжить. Патриарх Фотий был возвращен ко двору и, более того, стал учителем детей императора. После смерти Патриарха Игнатия святитель Фотий вновь занял патриарший престол и вторично его покинул, когда к власти пришел император Лев VII. Последние годы своей жизни святитель провел в ссылке, где работал над богословским трактатом о проблеме filioque. Именно тогда была написана его знаменитая книга «Мистагогия (тайноведение) Святого Духа» с детальным осуждением filioque.

Святитель Фотий был прославлен в лике святых как защитник Православного Востока от владычества пап и как ученый богослов, опровергающий заблуждения латинян. Это произошло в только в 1847 году, когда перед Константинополем с особой остротой встала задача противостояния католическому прозелитизму. Однако традиция церковного почитания святого Фотия восходит к гораздо более раннему периоду - IX веку.

Газета «Православная вера» № 03 (575)

Екатерина Иванова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/miryanin-izbrannyjj-patriarkhom
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11