Ишь ты, Масленица!

Новости Москвы 
0
367
Время на чтение 4 минуты
Фото: REUTERS/PIXSTREAM

Масленица в каком-то смысле - самый русский из всех старинных отечественных праздников. В ней нашла выражение душа народа - раздольная, не знающая удержу, озорная, хлебосольная, ледяная с солнечными искрами, блистающая на морозце, как бриллиант.

Масленичные радости, игры, пиры и развлечения - это своеобразные смотрины русской культуры и характера. Тут и поход на блины к теще, гостеприимно закармливающей молодого зятя до отвала. Тут и целые улицы молодоженов, которые стояли почетным караулом в наряднейшей своей одежде и должны были целоваться по первому требованию гуляющих односельчан.

Тут и непременные катания на санях с ледяных гор - катания до распаривания тела, как в бане, до изнеможения, до какого-то оргиастического восторга. И не надо никаких горных лыж, когда есть горные санки. С петровских времен, когда государь завел флот, на сани начали ставить корабли и катались уже на них. Тут и масленичные гадания (про которые наши современники совсем позабыли). Какая девушка дальше с горы уедет, та раньше замуж выйдет, какая деревня победит на кулачках, у той лучше лен уродится.

Ну и воинские игры, куда же без них, - и потешные кулачные бои, и знаменитое взятие снежного городка. Городку требуются башни, двое ворот, а главное - в середине прорубь. В нее должны не свалиться ни защитники, ни скачущие верхом нападающие.

Такую брызжущую жизнью, суматошную, насмешливую, яркую Масленицу передал Игорь Стравинский в знаменитом балете «Петрушка», навсегда оставшемся образом России для иностранцев.

Масленицу часто считают проводами зимы и встречей весны. Это не совсем верно. Русская зима в большинстве случаев после праздника кончается еще не скоро. Масленичные обряды связаны не с весной, а с новым годом, в древней Руси начинавшимся с мартовским новолунием. Отсюда та отчасти загадочная для нас новогодняя яркость, избыточность, чрезмерность, которая чувствуется в этих играх: себя заложи, а Масленицу справь. Лишь в XV веке византийский сентябрьский Новый год вытеснил мартовский, а петровские реформы перенесли смену лет на январь, так что новогодний смысл Масленицы совсем забылся - остался восторг, который теперь связывали с приходом весны.

Еще часто Масленицу называют «языческой». В ней слишком много не ассоциирующейся сегодня с христианским аскетизмом энергии, вольности, буйства. Александр Иванович Куприн в «Юнкерах» развивал популярную теорию, что масленичный блин - это же настоящее славянское солнце, Ярило.

«Блин красен и горяч, как горячее всесогревающее солнце, блин полит растопленным маслом, - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей. О, языческое удельное княжество Москва! Она ест блины горячими, как огонь, ест с маслом, со сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с селедками всех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с семужкой и с сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и с осетровыми молоками, и с копченой стерлядкою, и со знаменитым снетком из Бела озера...»

Но тут Куприн руководствовался интерпретацией, заложенной самими же мастерами русской культуры в XIX столетии - «Снегурочкой» Александра Островского и оперой по ней Николая Римского-Корсакова. Языческий смысл масленичного ритуала далек от восторгов плодородия. Конец зимы для земледельца - период испытаний. Давно отшумели осенние праздники урожая, закончилась пора ленивого студеного изобилия. Порог зимы и весны - это пустые закрома, истощение запасов, потребность засучить рукава и работать, работать, работать, чтобы получить урожай. Тревожное время - дотянем ли до настоящего тепла и созревания новых плодов?

Поэтому христианский пост стал не только духовной практикой, но и средством воздержания в самые голодные месяцы, возможностью силой духа смирить плоть и достойно пройти через пустыню. Однако чтобы ни плоть, ни дух не изнемогли по дороге, вступить в пост надо с радостью. Так и оформилась идея весеннего Нового года, Масленицы, тем или иным способом воплотившаяся у многих народов, но полнее всего - у русских.

Здесь, среди запорошенных снегами елей и скованных льдом рек, этот праздник приобрел нужную контрастность между суровостью природы, жестокостью морозов, скудостью существования и яростным горением человеческого духа, кострами соломенных чучел, освещающих еще пока непроглядную, полную ужасов тьму. На злой голод ополчаются укрепленные по «Домострою» запасники-крепости, отстреливающиеся от него пирогами и блинами, а до сушеных грибов в пост дело дойдет. И жарче, жарче целовать мужу молодую жену, чтобы на исходе года родились новые детки и продолжилась жизнь семьи, жизнь града и веси, жизнь народа.

Февраль - начало марта сосредоточивали все, что было самое страшное в нашем климате: лютый холод, бедность пищи, омертвелость и усталость бытия. И на все это Русь отвечала светом Масленицы, не столько прогоняя зиму, сколько подчиняя ее, встраивая в искрящийся кострами и сладко пахнущий тестом Русский мир. Масленица - день нашей независимости. День независимости от стужи и вьюги.

Иллюстрация на анонсе: П. Грузинский. «Масленица»

http://portal-kultura.ru/articles/russkiy-mir/153567-ish-ty-maslenitsa/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Егор Холмогоров
Глупость, равная измене
О драматичных последствиях скандального заявления директора департамента молодежной политики Свердловской области Ольги Глацких
07.11.2018
Все статьи Егор Холмогоров
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21