Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В чем смысл праздника Сретение Господне и его традиций: зачем возжигать сретенские свечи

Митрополит Бориспольский и Броварский  Антоний  (Паканич)Наталья  Горошкова, Православная жизнь

15.02.2017


О символизме праздника Сретение Господне - митрополит Антоний (Паканич) …

- Владыко, начнем с традиций, связанных с праздником Сретение Господне. 15 февраля верующие освящают в церкви свечи, которые затем приносят в дом. Что это за традиция? В чем смысл сретенских свечей? И нужно ли обязательно 12 свечей освятить?

- Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня появился в Православной Церкви благодаря западной традиции, пришедшей в XVII веке. Святитель Петр Могила для правки «Требника» в частности использовал римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажженными светильниками. Этими шествиями западная Церковь в свое время пыталась отвлечь жителей Рима от традиционных языческих празднеств. Освящение свечей совершается как знак освящения и очищения мира истинным Светом Христова Евангелия. Принесенные домой в этот день сретенские свечи возжигают во время молитвы.

Вместе с тем Церковь строго предостерегает от суеверного отношения к свечам. Нельзя придавать им какое-либо магическое или чудодейственное значение, ведь свеча - это лишь символ нашей молитвы.  Нужно помнить, что Богу не нужны большие или маленькие свечи, освященные или неосвященные. Неважно, сколько этих свечей мы принесли в храм - одну или двенадцать. Богу необходимы наши любящие сердца, покаянные слезы и живая нелицемерная любовь. Когда внешняя форма церковного благочестия не наполняется внутренним смыслом, она быстро превращается в суеверное заблуждение. Чтобы этого избежать, нужно становиться полноценным участником церковной жизни, а не прибегать только к некоторым отдельным ее проявлениям и элементам. 

- В чем символизм праздника для православных?

- Сретение Господне - один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. На церковнославянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память о Встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова, описанной в Евангелии от Луки (Лк. 2:22-40). В этот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца. Младенец Иисус был встречен в храме праведным старцем Симеоном. Событие Сретения отмечает границу между Ветхим и Новым Заветами. Ветхий Завет с его прообразами и обрядовыми установлениями отходит, уступив место новозаветным свершениям. Поэтому праведный Симеон в молитве «Ныне отпущаеши» исповедует радость по поводу окончания времени ожидания (Лк. 2:29-32).

Можно сказать, что Сретение - это праздник радостной встречи, который всегда с нами. Ведь встреча каждого из нас с Богом происходит каждую минуту. Митрополит Вениамин (Федченков) в своих «Размышлениях в день праздника Сретения Господня» пишет: «Человечество, удаленное от Бога за непослушание, теперь снова видится с Ним; и радуется! Особенно - потому, что оно принято так ласково, милостиво: это изображается принятием Богомладенца на руки Симеоном, в его объятия... Лучшие люди тосковали о Боге, желали быть опять вместе с Ним в общении. И сподобились! Как же не радоваться?!»

- Праздник Сретение завершает рождественские праздники, которые прославляют рождение Иисуса Христа. Так ли это? И какой этап начинается после Сретения?

- У Сретения Господня неизменное место в церковном календаре - 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Первоначально этот праздник не имел вполне самостоятельного значения, но действительно рассматривался в качестве своеобразного «отдания» всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия. Окончательное закрепление праздника Сретение в византийском календаре произошло в первой половине VI века, после чего традиция его торжественного празднования распространилась по всему христианскому миру. Сретение напоминает нам о приближении духовной весны, ведь на этот период зачастую приходится начало подготовительных недель к Великому посту.

Вся жизнь человечества до пришествия Господа была долгим и томительным ожиданием радости Встречи. В одной из стихир праздника святой  песнопевец Патриарх Гермоген не может удержаться от восклицания: «Симеон! Скажи, Кого ты в церкви носишь на руках? К Кому простираешь обращение? Это - Бог Слово, воплотившийся ради нас». «И как было не изумляться, когда ужасались этого зрелища сами Ангелы, видя Бога Слова во плоти сидящим и восклоняющимся на старческих руках, как на престоле, и херувимской колеснице», - пишет епископ Вениамин (Милов). У каждого из нас есть уникальная возможность приобщиться к этому великому событию. Нужно только прийти в этот день в храм и приобщиться Святых Христовых Тайн, дабы эта Встреча стала важным событием и нашей личной жизни. Сегодня, когда мы находимся в преддверии святого Великого поста, особо важно ощутить близость Бога и осознать, что наша Встреча с ним происходит уже здесь и сейчас, необходимо только открыть свое сердце и устремиться навстречу грядущему к нам Спасителю.

Записала Наталья Горошкова

http://pravlife.org/content/v-chem-smysl-prazdnika-sretenie-gospodne-i-ego-tradiciy-zachem-vozzhigat-sretenskie-svechi


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора
все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме