Опыт организации центра реабилитации пострадавших от сектантского влияния

Миссия в инославной среде. Беседа 2-я

Новости Москвы 
0
712
Время на чтение 15 минут
На что прежде всего следует обратить внимание, организовывая на приходе центр по реабилитации вовлеченных в секты? Как строить диспут с сектантами? В чем смысл диспута? О чем важно помнить, отправляясь на диспут с ними? Как поступать, когда попавшие в секту уклоняются от встреч с православными?

Андрей Иванович Солодков
Андрей Иванович Солодков

Время и место

Прежде чем обратиться к методологии диспутов и бесед с сектантами, остановимся на важных организационных вопросах.

При некоторых храмах РПЦ уже действуют или организуются центры реабилитации для людей, оказавшихся втянутыми в различные секты. На что стоит обратить внимание, начиная работу таких центров? Есть важные «технические нюансы», кажущиеся мелочью на первый взгляд, но знание их позволит избежать многих ошибок, которые в свое время были допущены нами при организации в 1990-е годы центра реабилитации. В этом случае лучше учиться на ошибках других, чем на своих собственных.

Центр реабилитации рекомендуется организовывать при храме - чтобы человек мог зайти в церковь и оказаться в совершенно особой ее атмосфере

Очень хорошо, если центр реабилитации находится при храме. В общем-то это одно из важных условий. Потому что человек, придя в такой центр, пообщавшись с православными миссионерами, может зайти потом в церковь и оказаться в совершенно особой атмосфере храма.

Обязательно надо благословиться и договориться с настоятелем храма о том, что у вас есть намерение организовать работу центра реабилитации при храме для людей, попавших в секты.

Это отнюдь не редкая ситуация, когда к священнику на исповеди подходят сектанты с вопросами: почему вы, православные, почитаете иконы? почему крестите младенцев? зачем вам Предание, когда достаточно одного Священного Писания - оно объясняет само себя? Но исповедь во время Литургии не позволяет по времени ответить на эти недоуменные вопросы. Вот тут мы, миряне, имеющие соответствующую подготовку, и можем помочь священнику - взять эти беседы с сектантами на себя.

Важно сразу обозначить график работы центра: конкретное время, день и место. Такой центр может располагаться в доме причта, в выделенном помещении для этой программы.

Лучше, если работа центра будет не в субботний или воскресный день! В эти дни идут занятия воскресной школы, работают различные кружки для детей, всегда много народу... Оптимально, если день для работы реабилитационного центра - в середине недели.

И это не должны быть вечерние часы, иначе время работы вашего центра периодически будет совпадать со всенощными под праздники. У меня, например, приемный день каждый вторник с 15:00 до 19:00.

Второе: необходимо оповестить людей о работе центра, распространив объявления для начала на доске информации храма и храмов епархии - примерно такого содержания: «Уважаемые братья и сестры! Если ваши родные и близкие, друзья и знакомые попали под сектантское влияние и вы хотите им помочь, можете обратиться в центр реабилитации при нашем храме, где вы получите консультацию и помощь по данному вопросу». Если есть возможность опубликовать объявление через СМИ, то надо разместить его в журналах и газетах. Если храм выпускает приходскую газету или миссионерские листки - обязательно и там. Дайте объявление на сайтах и страничках в интернете, на радио, по кабельному телевидению. Распространите как можно шире информацию о работе центра.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. <a href=Москва." />
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. Москва.

Но не думайте, что к вам сразу придет много людей. Нет. В 1990-е годы, когда был настоящий наплыв сектантства (который, замечу, и сейчас не ослабел, просто к нему сегодня все привыкли) и люди были в панике, не знали, что делать, к нам в центр реабилитации при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в первое время приходило человека два-три. Но по прошествии нескольких месяцев нашей работы - уже за 70 человек. Так что нам потребовались помощники - сами мы уже не справлялись с таким наплывом людей. Мы тогда обратились к студентам Московской духовной семинарии, они приезжали из Троице-Сергиевой Лавры, проводили прием в нашем центре. И одного дня уже было мало.

Еще несколько слов о помощниках. Хорошо, если вам будет помогать человек, который по милости Божией обратился из секты в Православие. Он будет отличным помощником. Ведь в секты попадают, в общем-то, хорошие люди, и когда они становятся православными, когда Господь их призывает, они для Церкви делают немало, особенно что касается выхода и возвращения людей из сект.

Замечу: обычно сначала приходят не сами сектанты, а их родственники: мамы, бабушки... «Вот, - говорят, - наша дочь (внучка) попала в секту. Была хорошая, умная, а теперь распространяет какие-то листовки, бросила институт...» Обязательно надо спросить, какую литературу читает, - так вы уже из разговора с родственником сможете определить, что это за секта. Если человек не знает, что за литература, нужно спросить, что является главной темой его разговора. Если говорит, что вы неправильно понимаете Писание и заменили почитание субботы на воскресенье, значит, человек попал к адвентистам. Если говорит, что всем надо креститься Духом Святым, - сразу понятно: попал к харизматам. Если говорит, что имя Бога - Иегова и переливание крови - смертный грех, значит, попал к иеговистам.

Как говорить с вовлеченными в секты

Священномученик Ириней Лионский Священномученик Ириней Лионский У святителя Иринея Лионского, полемиста и обличителя древних еретических заблуждений, есть такие слова: «Невозможно лечить людей больных, не зная причину их нездоровья. Поэтому некоторые были намного искусней меня, но не могли одолеть ересь Валентина, потому что в точности не знали его учения». Святитель указывает на причину невозможности опровергнуть ересь: незнание в точности, в чем заблуждение той или иной секты.

Первое условие, как говорилось выше, понять, в какую секту попал человек. Надо заметить, что всех сектантов объединяет протест против Церкви, но о своем противлении они учат по-разному. Задача миссионера - знать в точности, в чем основное заблуждение в вероучении секты, и только тогда можно правильно выстроить беседу, показать, в чем неправильность и искажение библейского текста. Сейчас мы говорим только о протестантах и неопротестантах, для которых Библия - абсолютная истина. При беседе с оккультистами в процессе реабилитации рекомендуется использовать книги их вероучения. Об этом мы будем еще говорить, когда станем рассматривать непосредственно эти заблуждения.

Итак, мы определили, в какую секту попал человек. Следующий шаг - попросить родственника, обратившегося за помощью в центр реабилитации, пригласить попавшего в секту сына (или дочь) прийти на прием. В ответ на такое предложение обычно звучит ответ: «Не пойдет». Тогда нужно посоветовать пригласить так: «Скажите своему ребенку, что вы были в православном храме, встретили православного миссионера, который читает Библию и интересуется вашим направлением». Обычно приглашение в такой форме - срабатывает. Я даже прошу записать то, как надо пригласить. В таком приглашении звучит несколько откровений для попавшего в секту. Во-первых, что в Православии есть миссионеры; во-вторых, что православные читают Библию; в-третьих, что они проявляют интерес к их деноминации. В сектах существует множество мифов о Православии: мол, православные Библию не читают, поэтому учение Библии исказили, а миссионеров у них не было и нет, и к нам они относятся с презрением и готовы общаться с нами только в суде.

Предупредите, что не надо делать тайны из посещения православного храма.

Такое приглашение не будет ни ложью, ни манипуляцией. В миссионерском служении недопустимы подобные методы. «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим?» (Рим. 3: 8). Наши слова об интересе к учению сектантов - это правда. Ведь если мы собираемся заниматься миссионерством среди сектантов, то придется «в точности знать их заблуждения».

И еще: надо сказать, чтобы дома прекратились все споры на религиозные темы. Родитель не знает лжеучение секты, в которую попал ребенок, по этой причине все аргументы типа «на Руси испокон веков...» или о «великолепии наших храмов» будут напрасны. В худшем случае такая полемика перерастет в жаркий спор, а из спора в скандал. Бывает, доходит до того, что ребенок уходит из дома, прерывает связь с родителями - и где нам его потом искать?

Итак, предположим, что все рекомендации выполнены и встреча состоялась. Я обычно пришедшему показываю приходскую библиотеку, обращая внимание на книги с библейскими комментариями. Помню, совсем недавно была у нас мама с дочерью, которая намеревалась креститься у свидетелей Иеговы. Каково же было ее удивление, когда я дал ей в руки «Толковую Библию» профессора А. Лопухина! Я указал на год издания, сказав: «Видите, эти толкования на все книги Библии были выпущены в конце XIX века - в то время, когда образовалась ваша организация». Последовала долгая пауза, листание страниц. После задал ей несколько вопросов, касающихся Богочеловечества Христа, на которые она не смогла ответить, но сказала, что есть у них некий Сева, он знает всю Библию. Я попросил организовать с ним встречу - позвонить ему. Но старейшина отказался, ответив уклончиво о бесполезности подобных контактов, в чем пришедшая на прием сомневалась: она горячо убеждала старейшину встретиться. О чем они говорили потом, не слышал, так как разговор продолжался на улице. Через неделю позвонила мама и сказала, что дочь передумала и собирается в гости к родственникам на Рождество (как известно, свидетели Иеговы запрещают отмечать подобные праздники).

После знакомства с библиотекой я обычно, если немного людей записано на прием, предлагаю чай. В общем, стараюсь сделать все, чтобы человек был способен слышать. Отношение к заблудшему должно быть, как было сказано в прошлой беседе, по принципу «ненавидеть заблуждение, а не заблуждающегося». Метод миссионерской, христианской приветливости располагает пришедшего на прием к общению.

Другая ситуация: попавший в секту не захотел прийти на прием, и его родственник сообщил: он никуда не пойдет. Как тут быть? Тогда я предлагаю навестить его на дому. Дайте такое задание родственнику - спросить: согласится или нет этот человек, чтобы вы пришли к нему домой поговорить с ним? Если он согласится принять вас дома - обязательно придите, так как это уже маленькая победа. Мы принимаем дома тех, кого хотим видеть, а кого не хотим, тех не то что в дом - в сферу своего общения не допускаем.

Если сектант не принимает наши доводы и не слышит нас, проявляет при этом полный антагонизм - беседу надо прекратить и задать следующий вопрос

Предположим, что встреча так или иначе состоялась. Мы начинаем разговор, спрашиваем, какую тему он хотел бы обсудить. О крещении младенцев, о Священном Предании и Священном Писании, о Церкви? Об иконопочитании, о почитании Матери Божией, о Кресте? Если начинаем говорить на предложенную тему, но видим полное отторжение и неприятие наших слов, пришедший все время перебивает, он не хочет вслушиваться в наши слова - надо сразу остановиться и прекратить разговор. Цель встречи не в том, чтобы переспорить. Диспут - не ток-шоу «К барьеру». Цель - помочь ему разобраться, в чем лжеучение в понимании Библии сектой, затянувшей его к себе, и впоследствии помочь принять неповрежденное евангельское благовестие. В православном богословии есть ответы на недоуменные вопросы сектантов, но мы не ставим задачи загнать человека в угол в том или ином вопросе!

Когда сектант сталкивается с агрессией, с рьяным не по уму миссионером, с какой мыслью он уходит после такой встречи? Об этом рассказывали те, кто возвращался по прошествии долгого времени - года через 4-5 - к Православию. Когда им задавали вопрос: где же вы были, и почему тогда ушли? - то многие говорили: «Когда не было аргументов, что ответить напавшему православному миссионеру, то возникала мысль: "Правильно говорил мне мой пастор: плохо я еще знаю Библию"». Человек уходил, намереваясь проявить усердие в изучении еретических догматов, он все больше погружался в заблуждение. С другой стороны, есть и те, кто даже после такого натиска продолжил встречи с миссионером, но, как показывает практика, все же «метод нападения» менее плодотворен.

Поэтому, если встреча рискует превратиться в спор, а оппонент выражает полное неприятие наших аргументов, надо остановить беседу и задать вопрос: «А вы спросили разрешение у своего пастора (старейшины) на встречу со мной?» Обычный ответ: «Нет».

Миссионер должен четко знать терминологию секты и не путаться в ней

Тут отмечу такой важный момент: нам необходимо знать сектантскую терминологию. Ведь мы сказали, что интересуемся их движением. И если к нам пришел свидетель Иеговы, мы не должны называть их лидера пастором. У них пасторов нет. У них старейшины. Если мы скажем: «Спросили ли вы разрешение на нашу встречу у своего пастора?», свидетель Иеговы подумает: «А говорил, что интересуется нашим движением. Путает нас с баптистами. Что-то тут не так...» Казалось бы: мелочь, но важная! Необходимо знать терминологию, которая бытует в той или иной секте.

Итак, мы остановили беседу и задаем вопрос о разрешении на встречу, слышим ответ: «Нет». Тогда я предлагаю следующее: «Я вижу, вы знаете Священное Писание. Но мне бы хотелось уточнить некоторые богословские вопросы, непонятные для меня. Хотелось бы встретиться с вашим пастором (старейшиной) и выяснить их для себя. Вот моя визитка, буду ждать звонка».

Дальше происходит следующее - об этом рассказывали сами бывшие сектанты. Приходит человек в свою секту. Обычно на собраниях сект после так называемого «богослужения» - хотя это, конечно, никакое не богослужение, а просто проповедь и совместное пение - в разных сектах по-разному - так вот, после всего этого члены секты обсуждают, что сделано за неделю. Так во всех сектантских общинах: после собрания - отчет о проделанной работе: кто сколько листовок с приглашением раздал, кто кого на улице или в метро пригласил, вручив журнал или брошюру, и т.д. Доходит очередь «отчитаться» до того человека, который приходил к нам в центр на прием. Он говорит: «А я в православный храм ходил». Пастор (старейшина) спрашивает: «А что ты там делал? Там же идолопоклонники одни». - «Нет, там есть человек - православный миссионер, он читает Библию и интересуется нашей церковью. Он сказал, что хотел бы с вами пообщаться: у него есть какие-то вопросы по Библии. Вот его телефон». Это обычно срабатывает примерно процентов на 70%: пастор (старейшина) либо к себе зовет, либо сам приходит.

Предположим, что встреча состоялась. Тут мы подходим к самому главному. Смысл всей предыдущей работы - выйти на пастора (старейшину), который для рядового сектанта незыблемый авторитет. Организовать с ним диспут в присутствии попавшего в секту и под его влияние - главная задача. И если пастор (старейшина) спросит у вас, можно ли ему на встречу с вами еще кого-нибудь привести, - конечно, можно - даже нужно!

Каждый разговор должен быть посвящен конкретной теме. Нельзя перескакивать с одной темы на другую

Вот мы договорились о диспуте, обозначили место, день и время и конкретную тему. Очень важно определиться, какая конкретно будет тема диспута. Есть склонность у сектантов перескакивать в ходе диспута, когда исчерпаны аргументы, на другую тему. Предварительная договоренность о теме даст возможность остановить оппонента и вернуть в русло этой заявленной темы.

Тут надо сделать важное замечание. Мы помним, что протестантизм возникает в Европе как протест против именно католических заблуждений, таких как пелагианство (оправдание делами), главенство папы и его непогрешимость, индульгенции, сверхзаслуги святых, фелиокве и проч. Вся догматика протеста Лютера и его последователей направлена именно против латинских заблуждений. Протестантское и неопротестантское вероучение не знает Православия и приписывает ему то, во что мы не верим. В ходе диспута стоит об этом сказать. Так, «пророчица» адвентистов Е. Уайт, написавшая достаточно много книг, ни словом не упоминает в них о Православии. Все ее нападки - на католические догматы. Но более подробно рассматривать заблуждения адвентистов мы будем в дальнейших лекциях, сейчас я привел этот факт как очень показательный пример.

Диспут

Богословский диспут - древняя святоотеческая методология обращения и возвращения людей, попавших в душепагубные заблуждения.

Диспут - это одна из главных целей работы центра. На диспут пастор (старейшина), уверенный в своем превосходстве, приглашает всех членов общины, и это хорошо, ведь диспут именно для них. С нашей стороны - православная «группа поддержки» миссионеров.

Между вами - пастором (старейшиной) и миссионером - начинается диспут, например о Предании и Писании. Пастор (старейшина) говорит, что Предание не нужно, мы говорим, что необходимо. Ваш подопечный сектант и другие слушают. Для них пастор (старейшина), как уже было сказано, незыблемый авторитет, который, по их представлению, знает всё. Почему? Потому что он - первый человек, давший ему понимание библейского откровения - понимание хотя и искаженное, но все же в некоей степени поменявшее его жизнь. Поэтому для него он - своеобразный идол.

Еще несколько советов. О методике ведения диспута, о возможных ошибках и о том, как поступить, если что-то идет не так, мы еще будем говорить. Сейчас же остановимся на организационных вопросах. Сразу обозначьте время: 20 минут говорит он, 20 минут - вы. Также между вами и пастором (старейшиной) два представителя - православный миссионер и человек из среды сектантов: они следят за регламентом и принимают записки с вопросами из зала, на которые будут даны ответы в обговоренное заранее время - допустим, по 15 минут от той и другой стороны.

Подчеркну: у нас, православных, никакого равноправного диалога с людьми других конфессий быть не может - равноправного в том смысле, чтобы говорить: у вас своя истина, а у нас - своя. Истина одна - Христос и Его Церковь, созданная на земле, и Христос - Глава, а Церковь - Тело. Мы - Церковь! Это не пафос, это не гордость. Это - правда. Мы провозглашаем чистоту Евангелия, а они - нет. У них - ложь. Так что, повторюсь, равноправного диалога быть не может. Может быть только диспут, методику проведения которого миссионеру определяет апостол Петр: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3: 15).

Напомню еще раз: диспут не для того, чтобы переспорить, а чтобы отвратить человека от ложного пути. «Братия! - пишет апостол Иаков. - если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 19-20).

Диспут - форма миссионерского служения в инославной среде, проповедь неповрежденного благовестия для заблудших. Где мы найдем другую форму благовестия для сектантов?! А здесь по договоренности и в присутствии пастора (старейшины) у нас есть возможность проповеди Евангелия для сектантов, которых к нам привел пастор (старейшина). И всё это не хитрый ход и не ради забавы. Мы всё это делаем ради одной цели - достучаться до сердец заблудших! Для находящихся в секте их пастор (старейшина) - последняя инстанция толкования Библии, и, по их мнению, у него есть ответы на все вопросы. И если даже диспут пройдет 50/50 - пусть даже так, - все же цель будет достигнута. Развеется хотя бы миф о том, что православные Библию не читают и миссионеров у них нет. Когда нами приводятся цитаты из Священного Писания, с хорошими аргументами и комментариями, в спокойной и сдержанной манере общения, и каким-то вопросом нам удалось поставить пастора (старейшину) в тупик, то сектанты, видя растерянность своего авторитета, прежде всегда уверенного в своей правоте, подумают: «Оказывается, пастор (старейшина) не всё знает!..» Рождаются очень хорошие, очень здоровые сомнения - сомнения апостола Фомы! Ведь в любой секте напрочь отбивается критическое мышление, и вера там даже не в Бога, а в человека - главу секты. Это в общем-то историческое наследие протестантизма в целом. Отделившись от католицизма, протестанты не изменили своей психологии, у них осталась все та же потребность в непререкаемом авторитете, только у католиков это - папа, а в секте - пастор (старейшина).

После диспута обычно подходят люди, находящиеся в секте, с просьбой дать информацию о том, где можно еще что-то почитать по тому или иному вопросу. Нужно быть к этому готовым.

У миссионеров всегда должны быть с собой реквизиты центра реабилитации попавших в секты. После диспута начинаются телефонные звонки, в центр идут люди. Обычно я их прикрепляю на два-три месяца к миссионерской школе, где они прослушивают несколько уроков по догматическому богословию; если в этот период в расписании занятий нет сектоведения, даю для самостоятельного прочтения определенную литературу и для прослушивания курс моих лекций в формате MP3. Весь этот процесс завершается чином присоединения к Русской Православной Церкви в нашем храме преподобного Иосифа Волоцкого в Москве.

И последний совет: к диспуту надо тщательно готовиться. Бывает, появляется у миссионера нездоровая мысль: «У меня и так все хорошо получается». Как только такая мысль придет, знайте: это начало самомнения, и как следствие - провал. Помните принцип: «Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь».

Во время диспута надо говорить четко и конкретно, держаться темы, отвечать на поставленные вопросы, не увлекаясь чрезмерно риторикой.

В следующий раз мы поговорим непосредственно о методике ведения диспута на темы: «Церковь и "церкви"» и «Священное Предание и Священное Писание».

Андрей Иванович Солодков

http://www.pravoslavie.ru/100962.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Солодков
Сатанизм - материализм, гедонизм, нигилизм
Извращение христианских ценностей. Ритуалы. Жертвоприношения
21.06.2023
Корни астрологии – в Вавилоне
О пагубности и причинах повального увлечения этой лженаукой
25.11.2022
Харизматическая секта «Новое поколение»
Часть 2. О даре говорения «иными языками», апостольстве и ученичестве
25.10.2017
Харизматическая секта «Новое поколение»
Часть 1. Ложное понимание благодати и чудес
20.10.2017
Адвентизм: история заблуждения. Диспут о субботе
Миссия в инославной среде. Беседа 4-я
24.03.2017
Все статьи Андрей Солодков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28