Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«И несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы»

Филипп  Лебедь, Русский вестник

13.02.2017


К 100-летию обретения иконы Божией Матери «Державная» …

27 января в пресс-центре Храма Христа Спасителя в Москве в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017. Уроки столетия» состоялась научно-практическая конференция «Россия под Державным Покровом», приуроченная к 100-летию обретения иконы Божией Матери «Державная». В годовщину величайшей трагедии в истории нашей страны собравшиеся подчеркнули закономерность явления этого образа, с которым Россия прошла через страшный ХХ век. Большинство участников конференции сошлись на символическом и духовном значении обретения Державной иконы: 2 марта 1917 года легитимная власть закончилась, и под покровом Богородицы страна вступила на тернистый путь от отступничества до искупления.   

Организаторами мероприятия стали Международная общественная организация «Союз православных женщин», Женское православно-патриотическое общество, научно-издательский центр «Наука и Слово», а также газета «Русь Державная». Конференция собрала историков, культурологов, православных публицистов и общественных деятелей из 25 епархий России и зарубежья - всего более 70 участников. В президиуме заседал архиепископ Женевский и Западно-Европейский РПЦЗ Михаил. Вместе с настоятелем храма Державной иконы Божией Матери посёлка Кратово Раменского района Московской области протоиереем Николаем Булгаковым он отслужил молебен перед списком иконы Божией Матери «Державная» 1917 года, любезно предоставленным для мероприятия православным подвижником Владимиром Максимовым.
 
Ведущей конференции стала сопредседатель Союза православных женщин, председатель Женского православно-патриотического общества, исследователь обретения иконы Божией Матери «Державная», кандидат исторических наук Г.В. Ананьина. Она отметила, что в этом году разные слои общества будут отмечать разные юбилеи: одни - Октябрьскую революцию, которая привела к власти большевиков, другие - Февральский переворот, кто-то выделит сам факт насильственного отречения Государя императора. Однако, по её убеждению, для православных должно быть первостепенно именно обретение, не случайно выпавшее на начало государственных катаклизмов. Галина Васильевна напомнила, как икона была опознана на почерневшей доске в подклете церкви Вознесения Христова в селе Коломенское, куда привела крестьянку Евдокию Адрианову сама Богородица, явившись ей во сне и указав на белый храм. Это произошло одновременно с падением самодержавия - исторической законной власти в России. Галина Ананьина убеждена, что это не совпадение, а момент перехода подлинной власти в стране на духовный уровень: царя не стало, но на трон взошла сама Богородица, не оставив Россию одну перед лицом грядущих испытаний. Икона тут же становится предметом особого народного почитания, её выносят на крестные ходы при огромном скоплении верующих в тяжелейшие революционные годы, и вскоре сам патриарх Тихон поспособствовал появлению акафиста. После закрытия церкви в 1926 году икону «Державная» перевозят в соседний храм Георгия Победоносца, а в 1929 году она попадает в Государственный исторический музей, где хранится большую часть советского периода - вплоть до 1990 года, когда вернулась в ставшее уже частью Москвы Коломенское в преддверии падения советского режима. Важна роль в сохранении реликвии архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, который собирал в музее памятники деревянного зодчества, предназначенные к сносу, и предметы старины, тем самым спасая от уничтожения богоборцами. Одновременно икона Божией Матери «Державная» стала широко почитаться в среде белой эмиграции. В 1991 году на Псковщине был возведён первый в России Собор иконы Божией Матери «Державная», на что благословил священника Михаила Женочина отец Николай Гурьянов. Возвращённый РПЦ Воскресенский кафедральный собор в Твери также получил свою икону «Державная»: в советские годы она использовалась в качестве двери в хлеву, но затем её выкупил благочестивый христианин и передал собору в 1992 году. Теперь святыня заняла своё почётное место и получила богатейшую ризу, украшённую драгоценными камнями. В очередной переломный период российской истории возвращение иконы Божией Матери «Державная» на место обретения в Коломенском было ознаменовано невероятным притоком верующих и организацией крестных ходов. В течение всего 2007 года, в честь 90-летия обретения образа, по территории России, Украины и Белоруссии проходил крестный ход «Под звездой Богородицы». За постсоветские десятилетия в пределах Российской Федерации открыто множество церквей и часовен; епархиальный женский монастырь иконы Божией Матери «Державная» открыт в Изобильном Калининградской области. Галина Васильевна уверена, что эту икону можно считать символом второго Крещения Руси после распада СССР и нового воцерковления народа после длительного периода богоборческой власти.
  
Архиепископ Женевский и Западно-Европейский РПЦЗ Михаил рассказал о встрече иконы в Швейцарии в 2007 году, когда щепетильные и внимательные к мелочам сотрудники местной таможни, увидев образ, прониклись чувствами верующих, поэтому не стали проверять документы и разрешили вынести святыню в облачении. Впоследствии чудотворный образ облетел разные концы света. Тогда же владыка давал благословение на международный крестный ход «Под звездой Богородицы».
  
Протоиерей Николай Булгаков вспоминал, как первые молебны проводились ещё возле бассейна «Москва» - на месте закладки храма-часовни во имя иконы Божией Матери «Державная», как приходил туда Николай Гурьянов и служба шла прямо на траве, но в этом и заключалось чудо возрождения веры. Потом был возведён сам деревянный шатровый храм с приделом благоверного Царя-страстотерпца Николая Александровича с одной стороны и всех святых - с другой. Отец Николай убеждён, что именно явление чудотворного образа - важнейшее и решающее событие 1917 года, поскольку тогда сами небеса заговорили с народом в тот момент, когда происходил радикальный слом вековых традиций национальной жизни. Как подчеркнул священник, под нажимом обстоятельств царь оставил трон, но Богоматерь не оставила Россию: взяв в собственные руки скипетр, Она под своим покровом сохранила православную державу. Именно поэтому даже убийство Царя в итоге не принесло победы дьяволу: Третий Рим остался. Революция несла погибель, страна страдала за грехи своего народа, и только по воле Богородицы она не погибла. После всего, что принёс страшный ХХ век, - две мировые войны, Гражданская война, военный коммунизм, коллективизация и т.д., выжили по Её милости. Кроме того, победа в Великой Отечественной войне стала возможна только благодаря заступничеству Владычицы, отметил протоиерей. Идеологическое разделение коммунистической власти, обозначенный Л.Д. Троцким советский термидор с последующим креном в сторону державной традиции - с жертвами и репрессиями, но всё-таки с верой и покаянием, докладчик также связывает с незримым участием Божией Матери в судьбе страны. При этом важно понимать, что Она не спасает от испытаний, ибо народу они нужны, чтобы он смог проявить свою духовную сторону и спаслись те, кто встретит все бедствия с молитвой. Советская власть безбожников была неугодна Богу, но попущена, чтобы народ, отказавшийся от Царя, увидел пагубность этого пути, навязанного под благим предлогом. Таким образом, после 1917 года нависла власть тьмы, но Русскую Землю хранила и освящала с тех пор икона Небесной Царицы. Отец Николай вспомнил Великий покаянный канон и торжественно произнёс: «Слава Богу за всё!»
  
Преподаватель Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова, религиовед О.А. Пузова выступила с докладом об Удерживающем в контексте событий 1917 года. Ольга Антоновна обратилась к посланию святого апостола Павла к христианам Фессалоник, откуда ведётся интерпретация. Изначально роль удерживающего приписывалась христианской Римской империи, которая, как катехон, не допускала прихода антихриста. Однако последнему Римскому царству было суждено пасть от антихриста. Можно также сказать, что сама по себе царская власть есть Удерживающий, в то время как демократия по своей природе приводит к антихристу. Эта концепция тесно переплетена с идеологией «Москва - Третий Рим», поскольку православная Восточная Римская империя возродилась именно в России. Интересна и история села Коломенское, неизменно связанная с династией Романовых.
 
Профессор Московского педагогического государственного университета Н.В. Асонов согласился с утверждением, что всё в любом случае делается по воле Божией, включая события 1917 года, и это закономерно. По его замечанию, император поддерживал либеральный вектор модернизации страны и не опирался в своем правлении на черносотенцев, когда при нём фактически обозначилось противостояние «Великой России» П.А. Столыпина и «Святой Руси» Н.Е. Маркова 2-го. Также ошибочным шагом было сближение с САСШ, Францией и Англией, чья политика строилась сугубо на экономических интересах, когда христианско-династические Германия и Австрия были по всем показателям ближе Российской империи. Также докладчик находит признаки закономерности катастрофы в русской культуре Серебряного века, где обозначился, по его оценке, «чёрный рассвет» декаданса, где творческие люди культивируют любовь к себе, своё эго, в отличие от подлинно «золотого века» эпохи Николая Павловича. В итоге покров Богородицы частично свернулся и под видом свобод на Русскую Землю пришла вседозволенность, несущая зло.
 
Председатель Общества во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги О.В. Гаврилова в докладе «О том, как народ отрёкся от своего Царя» воздержалась от критики политической линии Государя. Она напомнила о клятве на Земском соборе 1613 года и отступничестве через 300 лет, когда даже не простой народ, а прежде всего русский барин предал Божьего Помазанника. Впоследствии трагедию Николая II разделили белые армии, вступившие в самоотверженную борьбу с большевиками, но нельзя забывать, что сами лидеры Белого движения по большей части допустили их приход своей поддержкой Февральского переворота. За свои либерально-демократические устремления, более популярные в их среде, чем монархические взгляды, им потом пришлось платить. Также Ольга Васильевна напомнила, что до 70% семинаристов, как ни удивительно, в решающий момент выразили поддержку революции, хотя Церковь должна быть опорой монарха всегда. Потом священство сполна познало тяготы гонений, что даёт основания говорить об искуплении своего греха: мало какая церковь может дать пример такого огромного числа новомучеников. Однако на святого Царя-страстотерпца злословят до сих пор, и этот народный грех тянется от современников 1917 года к их неразумным потомкам, хотя ещё отец Николай Гурьянов говорил: «Кто любит Россию и Царя - тот любит Бога». Ольга Васильевна заключила, что проиграли в результате те, кто отрёкся от своего самодержца, потому что так они отпали от России и собственной природы, а святые Романовы вернулись на Родину и молятся за неё, ибо у Бога нет проигравших.
  
О богословском основании православного почитания Божией Матери аудитории поведал кандидат богословия С.А. Чурсанов. Он говорил об особом положении Богородицы в Церкви и исповедании как Приснодевы, что обусловливает Её детерминированность как превосходящую полнотой святости свою природу. Она являет полноту подготовки человека к принятию Христа.
  
Также брали слово член экспертного совета комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций О.И. Фаризов, участвовавший в строительстве храма-часовни, и заместитель главного редактора газеты «Русь Державная» В.В. Танаков, которые вспоминали о возвращении иконы и происходящем вокруг этого события новом воцерковлении народа. Конференция завершилась, но верующие ещё долго окружали старинный список иконы «Державная».
   
   

Филипп ЛЕБЕДЬ

http://www.rv.ru/content.php3?id=11985




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме